Пишет диакон Андрей Кураев

Люди недоумевают, что это за "генералы" в неожиданно серой форме

Отвечаю:

В 2013 году Министр обороны ввел для федеральных государственных гражданских служащих своего ведомства новую форму.
Тем, кто никогда в армии не служил, положен мундир федерального государственного гражданского служащего с погонами классного чина.

Чин действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса. Он соответствует армейскому званию генерал-полковника, но подразумевает ношение на погонах не трех, как в армии, а четырех шитых звезд.

Четырехзвездный чиновник - это тот же армейский генерал-полковник, трехзвездный - генерал-лейтенант, двухзвездный - генерал-майор (государственный советник РФ 3-го класса носит погоны с двумя шитыми звездами).

А служащий с одной шитой звездой аналогов среди военных не имеет. Образно говоря, это старший полковник.

Расклад по должностям такой. Четыре шитые звезды соответствуют рангу военного замминистра обороны. Трехзвездный чиновник - это, как правило, начальник департамента, в армии он бы командовал главком. Две звезды у военных соответствуют должности начальника центрального управления, одна - его зама.

Парадный мундир генеральского покроя: двубортный китель серого цвета, погоны и фуражка, богато украшенные серебряной нитью. Но лампасы на брюки чиновника не нашивают.

Внешне ранг штатского чиновника минобороны можно определить так: референты государственной гражданской службы носят погоны с одним просветом и маленькими звездочками. У советников погоны уже с двумя просветами и звездами размером как у старших офицеров в армии. А действительные государственные советники имеют на плечах простроченные белой нитью погоны с шитыми звездами.

В 2016 году внесены поправки:

Для действительных государственных советников первого класса, замещающих воинские должности категории генерала армии, в наплечных знаках различия (погонах) используется одна большая пятилучевая звезда и эмблема Министерства обороны в лавровом венке.

Для действительных государственных советников первого класса, замещающих иные должности, на погонах размещаются четыре больших пятилучевых звезды без эмблемы Министерства обороны.


1594977614.jpg
В годы Войны:
начальник Главного управления кадров НКО СССР генерал-полковник Филипп Голиков весной 1944 года считал, что в войсках, а особенно в тылу, слишком много генералов. Если до войны их было 994, то на 15 мая 1944 года — 2952. Причем столь значительный рост, мягко говоря, не соответствовал потребностям армии даже в военное время. Поэтому 18 мая 1944 года Голиков направил Сталину доклад, в котором излагал существо вопроса:

"Уже сейчас мы имеем почти 3 тыс. генералов (2952 чел.). Это очень серьезная цифра. В сравнении с другими армиями она будет выглядеть так: США — 1065 генералов, сухопутная армия Англии — 517 генералов, Германия — 2198 генералов (без санитарной и ветеринарной службы), Япония — 1209 генералов (данные разведывательного Управления от 25 января 1944 года). Требования на присвоение новых и новых генеральских званий не прекращаются и не ослабевают. Особенно они велики по линии службы тыла Красной Армии (в тоже время они наиболее сдержаны из действующей армии и по общевойсковой линии). С точки зрения штатной нам могут предъявить требования еще на присвоение 6 тыс. генеральских званий. Это вытекает из того, что в действующих сейчас штатах военного ведомства установлено 9007 должностей, которые должны и могут замещаться лицами генеральского состава. Эта цифра в 3 раза больше количества уже имеющихся генералов. Кроме того, нужно учесть, что в целом ряде случаев центральные управления стремятся добиться генеральского звания даже тем лицам, должностное положение которых определяется категорией "Подполковник-полковник"".

В докладе Голикова описывался и путь, к которому прибегают для получения сверхнормативного количества генеральских званий:

"Основные центральные управления НКО представляют свои кандидатуры в СНК СССР на присвоение генеральских званий каждое самостоятельно, исходя из своего собственного критерия и своих ограниченных служебных интересов. При этом стараются избежать представления через Главное Управление Кадров НКО и избавиться от его контроля. Нагляднее всего это проявляется со стороны Управления Тыла, где ярко выражено стремление как можно больше произвести генералов и возвести их в высший ранг. Уже сейчас по службе тыла имеется 326 генералов, что составляет к общему числу 11,04%. Это обстоятельство приводит к фактам незаслуженного присвоения генеральских званий. Так, Постановлением Совнаркома СССР от 11.5.1944 года присвоены генеральские звания 24 офицерам и генералам службы Тыла, из которых по крайней мере 6 человекам, по моему мнению, звание присвоено незаслуженно, среди них:

1. Начальник административно-хозяйственного Управления Поляков В. В. Он только 20.12.1942 г. получил звание Генерал-майора. В Красной Армии прослужил всего лишь 6 лет и 5 месяцев, из которых один год рядовым, 5 лет военкомом финуправления и 5 месяцев начальником административно-хозяйственного Управления НКО. Военного образования никакого не имеет. Он с успехом мог бы и сейчас быть в звании "Полковник интендантской службы". Столь стремительного движения в званиях нет даже в Действующей армии.

2. Начальник Управления Базы Центра НКО Азизбеков А. М. в Красной Армии всего лишь 8 месяцев, ни опыта, ни военного образования, ни стажа службы в армии совершенно не имеет.

3. Начальник 1 отдела Интендантского Управления Чистяков В. А. Хотя в армии он и с 1918 г., но вся его служба с 1920 г. проходила только в военно-хозяйственном управлении НКО, на канцелярских должностях, начиная с младшего делопроизводителя по положению не выше майора-подполковника, и сейчас он занимает должность не генерала, а только полковника. С 1920 г. ни одного месяца службы в войсках.

4. Начальник автомобильного Управления Белорусского округа Наберухин И. М. Ему звание полковника было присвоено только в апреле 1943 года. Будучи в окружении в 1941 году, по сообщению Управления Контрразведки "Смерш", сдался в плен румынам, порвал и выбросил партбилет. В плену подвергался допросам, после чего был освобожден и направлен на работу. При выходе из окружения неоднократно задерживался немцами и полицейскими органами. Вышел из окружения одиночным порядком, что пытается скрыть. В 1942 году во время осады Сталинграда немцами высказывал пораженческие настроения.

5. Зам. начальника вещевого управления Палеев Борис Соломонович. Вся его служба в Красной Армии с 1919 г. исчерпывается четырьмя месяцами рядовым и начальником разведки батальона в 1919 г., восемью годами учебы в хозяйственных ВУЗах (с 1920-1928 г. г.) и 16 годами непрерывной службы в интендантском управлении НКО, начиная с должности мл. приемщика в г. Москве; ни одного дня службы в войсках.

6. Зам. начальника отдела кадров управления тыла Бавин И. В. Занимал и занимает должность, отнесенную к званию "Подполковник-полковник". Имеет перерыв по службе в армии 7 лет".

Голиков докладывал и о том, что в тыловых организациях и штабах разного уровня генералов больше, чем непосредственно в войсках, и существует тенденция к росту числа не соприкасающихся с фронтом генералов:

"Из 2952 генералов Красной Армии — 1569 чел. (или 57,5%) находятся в органах управления, из них 395 чел.— в Центральном аппарате НКО, 1174 — во фронтовом, окружном и армейском аппарате. В войсках же (в корпусах, дивизиях, бригадах, училищах, академиях и научно-исследовательских институтах) находится 1256 генералов (или 42,5%). При всем значении органов управления все же необходимо установить более правильное распределение генеральского состава между аппаратом управления и между войсками. Сейчас у нас в звании "полковник" находится 276 командиров дивизий, 74 командира бригады и 67 начальников училищ. По мере их роста они войдут в состав генералов. Но даже при полной заполненности штатных должностей генералами в войсках количество генералов в управленческом аппарате остается очень большим; еще больше оно по штату".
Начальник кадрового главка сетовал еще и на то, что немалое число генералов имеют довольно слабую военную подготовку:

"Очень велика цифра генералов, не имеющих никакого военного образования,— 142 чел. (4,8% к всему составу генералов). Также очень велика цифра генералов, имеющих военное образование всего лишь в объеме военного училища (443 чел.) и курсов (769 чел.), что составляет 41,05% (по обеим цифрам). К генеральскому составу необходимо предъявить серьезные требования в отношении собственного военного образования. В первую очередь нужно потребовать от лиц, вовсе не имеющих военного образования, подготовиться и сдать за военное училище. Для генералов, окончивших лишь военные училища и курсы, установить определенный план получения академического образования, хотя бы по сокращенной программе (в соответствии со специальностью),— для одних путем пропуска через академические курсы, для других путем самостоятельной работы над собой, для третьих — путем широкой организации в Красной Армии заочного и вечернего обучения".