И Варлам Шаламов, и Александр Солженицын писали о советских лагерях. Со стороны, если не вдаваться в подробности, отдельные труды этих писателях похожи. Но между ними есть разница.

Дело в том, что Солженицын своими работами пытался «разоблачить» СССР, раскритиковать социалистическую систему в целом, тогда как Варлам Шаламов, несмотря ни на что, сохранил социалистические взгляды после лагерей.

Таким образом, союзниками эти писатели быть явно не могли, и их объединял лишь специфический опыт, из которого авторы сделали различные выводы. Рассмотрим, как Шаламов отзывался о трудах Солженицына.

На фото: Шаламов \ ЛЖ

Труды Шаламова и Солженицына: в чем разница

Если брать труды Шаламова и Солженицына, то разница сразу же налицо. Шаламов просто описывает то, что видел сам, он рассказывает о жизни в специфических условиях (советские лагеря).

Солженицын не просто рассказывает о жизни в лагерях, а пытается представить ситуацию таким образом, в СССР буквально лагеря были массовым явлением, что как будто бы через них прошел чуть ли не каждый советский человек (а не несколько процентов от населения, как это было на самом деле). Солженицын не просто рассказывал о своем опыте, а якобы делился рассказами других, вставлял антисоветскую пропаганду, преувеличивал масштабы репрессий. И даже, как утверждал историк Дюков, использовал в своих трудах антисоветскую пропаганду третьего рейха. В частности, Солженицын многократно ссылался на «сталинский приказ» (0019, 16.7.41) о якобы массовом переходе красной армии на сторону противника. Выяснилось, что источником «приказа» было отделение пропаганды вермахта.

Шаламов о Солженицыне

1606808151.jpg

Шаламов негативно отзывался о деятельности Солженицына. Он считал, что Солженицын работает в интересах врагов СССР, занимается антисоветской пропагандой. Интересно, что когда журнал «Посев» издал некоторые рассказы Шаламова, то писатель сразу же открестился от того, что имеет к этому хоть какое-то отношение.

Шаламов тогда сразу же заявил, что не поддерживает антисоветские эмигрантские издания, тогда как Солженицын их поддерживал. Все дело в том, что Шаламов понимал, что в СССР были как плюсы, так и минусы; что в лагерях, несмотря на то, что были невиновные люди, большинство все-таки находилось не просто так.

Было наивно считать, что в СССР всех судили «ни за что» или что СССР — это черная страница истории России. В этом плане, конечно, Шаламов и Солженицын были идеологическими оппонентами.

(Публикация с канала Яндекс Дзен)