В этом номере Вологодского областного журнала «Грани» мы начинаем совместный проект с Вологодским землячеством в Москве. В серии публикаций расскажем о наших выдающихся земляках, которые добились успеха в столице, сделали карьеру, стали известными на всю страну. Сегодня эта общественная организация объединяет более 600 человек, связанных по рождению, учебе и работе с Вологодской областью. Среди них – врачи, металлурги, химики, строители, ученые, военные, студенты и аспиранты московских вузов и так далее. Они стремятся помочь малой родине, лоббируют интересы Вологодской области в Москве, акцентируют внимание земляков на работе с районами и муниципальными образованиями региона, вносят свою лепту в формирование имиджа Вологодчины
Владимир Лапочкин – известный офтальмохирург, основатель Научно-клинического офтальмологического центра «Леге Артис», член правления Вологодского землячества в Москве и Клуба деловых людей, автор десятков научных трудов, практических методик и патентов. Он входит в когорту тех талантливых вологжан, про которых говорят: «С вологодским характером!». Нашему изданию врач и ученый рассказал о том, как ему помогла поддержка земляков в столице, что его сподвигло открыть частную клинику, за что он получил главную медицинскую премию страны – «Призвание», и какие деловые и личные связи соединяют его сегодня с Вологодчиной.
Точка отсчета
Родился Владимир Иванович в Вологде в 1956 году в семье педагогов. Почему решил стать врачом? Он на минуту задумывается и отвечает:
– Наверное, свою роль сыграли детские впечатления. Отец, Иван Африканович, был преподавателем и завкафедрой на факультете биологии Вологодского пединститута. Он брал меня с собой, когда ездил со студентами на полевую практику. Часто бывали в деревне Пески на берегу Кубенского озера, слушали голоса птиц, изучали природу. А мама, Елизавета Ивановна, – известная спортсменка, лыжница, неоднократная победительница Игр Севера на дистанции 10 – 15 километров. Она преподавала физическую теорию и методику физической культуры сначала в пединституте, потом – в педучилище имени Батюшкова. Мама приобщила меня к спорту. В детстве и юности я занимался фигурным катанием, хоккеем, волейболом, спортивной гимнастикой.
Когда Володя учился в 9-м классе, мама тяжело заболела и перенесла сложную операцию. Сын очень переживал, старался вникнуть в нюансы лечения. И это в какой-то мере тоже послужило толчком, чтобы пойти учиться в медицинский: хотел помогать людям. Окончив вологодскую школу No 11 с золотой медалью, он легко поступил во 2-й Московский медицинский институт им. Н. И. Пирогова.
Помимо серьезного погружения в учебный процесс, студента захватила музыка. Вечерами он занимался в джазовой студии. Организовал институтский ансамбль, играл на соло-гитаре. Ребята писали стихи и музыку, делали аранжировки, выступали на различных площадках. Назвали группу «Леге Артис». «Lege artis» – это латинское крылатое выражение, которое переводится «по всем правилам искусства». Кстати, именно такое название позже получила и клиника доктора Лапочкина. Музыкальный ансамбль «Леге Артис» ездил в Чехословакию по студенческому обмену. Также ребята давали концерт в «Белом доме» для Правительства Российской Федерации. В 1989 году Комитет защиты мира пригласил ансамбль «Леге Артис» выступить в Канаде под эгидой движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». Вместе с ними летели музыканты из рок-группы «Машина времени» и Борис Гребенщиков.
Интересная специальность
– На пятом курсе института я попал на кафедру глазных болезней, где руководителем был Аркадий Павлович Нестеров – известный российский академик, один из трех столпов в области офтальмологии (Краснов, Федоров, Нестеров). Специальность понравилась, я стал посещать научно-студенческий кружок при кафедре глазных болезней. Интересная хирургия, интересная специальность, и, что важно, сразу виден результат.
Упорный студент Владимир Лапочкин начал оттачивать технику проведения операций. На кафедре стояли без дела старые микроскопы, и после работы можно было организовать рабочее место и тренироваться на макетах. Сразу, не имея достаточного опыта, оперировать человека очень рискованно: глаз есть
глаз, важен не только функциональный, но и анатомический результат. Чтобы правильно разрезать, зашить тонкие структуры, нужны навык и мастерство.
Инструменты Владимир покупал на свои деньги на Казанском медико-инструментальном заводе, где были замечательные умельцы. Вскоре он уже был технически подготовлен для проведения настоящих операций.
Землячка Лидия Павловна Лыкова
После окончания института молодого и подающего надежды ученого и офтальмолога Владимира Лапочкина оставили работать на кафедре. Но как решить тот самый пресловутый квартирный вопрос, да еще в Москве?
В получении комнаты в коммуналке и столичной прописки молодому специалисту помогла наша легендарная землячка Лидия Павловна Лыкова, которая в то время была заместителем председателя Совета Министров РСФСР, курировала социальные вопросы. Наставник Лапочкина академик А. П. Нестеров обратился к ней за помощью, и вскоре горздрав выделил молодой семье первое московское жилье.
Спустя несколько десятков лет во время ежегодного собрания Вологодского землячества в Москве, которое традиционно проходило в бывшем Доме офицеров московского военного округа, в историческом здании Красных казарм, Владимиру Ивановичу удалось лично познакомиться с Лидией Павловной и поблагодарить за то, что она в свое время поддержала молодого ординатора. К слову, она прожила 103 года и лет до 100 активно участвовала в жизни землячества.
Владимир Иванович работал в клинической ординатуре одной из крупнейших в Москве многопрофильных городских больниц – No 15 на кафедре глазных болезней 2-го мединститута. За второй год ординатуры он провел около 80 операций по катаракте. Потом он трудился в консультативно-диагностическом центре при больнице обычным городским врачом. Параллельно поступил в аспирантуру и в 1990 году, не отрываясь от практической деятельности, защитил кандидатскую диссертацию в Национальном медицинском исследовательском центре «Микрохирургия глаза» Святослава Федорова. Диссертация нашего земляка была отмечена аттестационной комиссией и Минздравом СССР среди лучших научных работ, а разработанный им метод стабилизации на ранней стадии прогрессирующей близорукости без хирургического вмешательства впоследствии помог многим тысячам пациентов.
– После защиты диссертации Святослав Николаевич Федоров приглашал к себе в клинику, но я остался работать со своим учителем академиком Нестеровым, – вспоминает Лапочкин.
В 36 лет он уже был ведущим научным сотрудником. Все самые сложные и, как следствие, самые обсуждаемые операции возлагались на ведущих научных сотрудников кафедры. Только за время работы в родном институте врач выполнил более десяти тысяч микрохирургических операций!
Была в биографии Владимира Ивановича и поездка в Китай. В трудные для страны годы, когда научным сотрудникам перестали платить зарплату, китайские медики пригласили приехать к ним и поделиться опытом проведении операций в области классической микрохирургии глаза.
– Нам дали отпуск за свой счет, и мы с учителем – профессором Александром Васильевичем Свириным – около восьми месяцев работали в госпитале Красного Креста. Много оперировали, познакомились с китайской жизнью, бытом, традициями, – увлеченно рассказывает он. – Это очень интересный опыт.
Например, там мы столкнулись с наследственными патологиями, которых у нас в стране не встречали.
В 1993 году Лапочкиным впервые была проведена и запатентована новая универсальная антиглаукоматозная операция, показавшая высокую эффективность.
А в 42 года ученый и хирург-офтальмолог успешно защитил докторскую диссертацию там же – в Ученом Совете МНТК «Микрохирургия глаза» С. Н. Федорова. И снова – триумф: обоснованы и запатентованы классификация типов приобретенной близорукости, а также новая операция по лечению заболеваний сетчатки и зрительного нерва. И снова Святослав Федоров приглашал на работу к себе, но Владимир Иванович остался верен своему академику.
В 1998-м он возглавил офтальмологический центр при поликлинике МГИМО МИД РФ, где проходили диспансеризацию и лечились более двух тысяч студентов.
«Леге Артис»
Идея создать свой Научно-клинический офтальмологический центр «Леге Артис» не была спонтанной.
– В большом хозяйстве, где сложная многоступенчатая система управления и много бестолковых приказов сверху, сложнее навести порядок. Плюс в то время была тенденция на создание частной медицины. Там короче путь от руководителя до больного и есть возможность контролировать все нюансы, – объясняет Владимир Иванович. – Пациенты из банковского мира помогли с кредитами, удалось выкупить четыре квартиры, перевести их из жилого фонда в нежилой. Я сам занимался проектом, стройкой, документами, эскизным проектом. За два года мы построили клинику – она открылась в 2003-м. Сейчас делаем в год около двух тысяч операций. Я знаю каждого больного. Даже если не оперирую, то всегда в курсе, кому и по каким показаниям выполняется то или иное хирургическое вмешательство.
За время работы центра «Леге Артис» был накоплен уникальный опыт профилактики и лечения глазных болезней, которым Лапочкин бескорыстно делится со специалистами на российских и международных симпозиумах. Совместно с партнерами он разработал универсальный антисептик на основе наносеребра широкого применения, не имеющий мирового аналога.
– Мы делаем и достаточно стандартные операции, и, конечно, мою операцию по глаукоме оперируем на обреченных глазах. К нам едут люди со всей страны, – рассказывает основатель и гендиректор клиники.
Интересный факт: почти за 20 лет работы они получили лишь одну жалобу от пациента. Ее написал чиновник из Роспотребнадзора. У него после операции один глаз увидел на 100 %, а второй – только на 80 %. Правда, до этого оба глаза видели лишь на 10 %.
Супруга Марина тоже офтальмолог – детский. Их сыновья Дмитрий и Андрей продолжили путь родителей в профессии.
– Я их готовил к этому, – подчеркивает Владимир Лапочкин. – В семье часто рассказывал о своей работе, а восьмиклассниками посадил их за тот же микроскоп «резать и зашивать». Они с удовольствием практиковались. В чем-то я им помогал, учил. Сейчас это самостоятельные люди с большим опытом, оба кандидаты наук, отлично оперируют. Окончили, как и я, 2-й медицинский, затем – ординатуру.
Первый канал и премия «Призвание»
В 2019 году о династии Лапочкиных узнала вся страна. Ведущая программы Первого канала «Жить здорово!» Елена Малышева так представила гостей студии: «Семья офтальмологов Лапочкиных, которые посвятили свою жизнь борьбе с глаукомой. Они создатели нового метода лечения и впервые в нашей стране сделанного офтальмологического набора инструментов...»
– Работа российских врачей-офтальмологов на 95 % зависит от импортных одноразовых инструментов. До этого у нас не было таких наборов, – поясняет Владимир Иванович. – Каждый инструмент врач должен был подбирать отдельно. В нашем наборе некоторые инструменты не имеют аналогов в Европе, а другие с успехом заменяют европейские. Конечно, все наши разработки появились благодаря деятельности наших учителей. Прототип инструмента создал мой учитель академик Аркадий Нестеров. Мы назвали эту новую модификацию антиглаукомной операции ДАЛС – дренирующая аутоклапанная лимбосклерэктомия с применением одноразового оригинального набора инструментов, а друзья в шутку расшифровали его по-другому: «Дмитрий, Андрей, Лапочкины, Сыновья».
Дмитрий, Андрей и Владимир Лапочкины на ТВ-программе «Жить здорово!» с ведущей Еленой Малышевой
После таких телепередач идет вал звонков со всей страны, к нам приезжают самые тяжелые больные с последней надеждой. Кому-то удается помочь, кому-то – нет, потому что глаукома – болячка неблагодарная, коварная и приводит к необратимой слепоте.
Буквально через несколько дней после выхода передачи в эфир Лапочкины – Владимир Иванович и сыновья – стали лауреатами главной медицинской премии России – «Призвание», которая вручается лучшим врачам страны. Они получили награду в номинации «За вклад в развитие медицины, внесенный представителями фундаментальной науки и немедицинских профессий» за разработку нового типа антиглаукомной операции и первого в России офтальмологического набора одноразовых инструментов для ее проведения.
Практически каждый операционный день семьи Лапочкиных связан с хирургией глаукомы. В общем, каждый из сыновей и в Боткинской больнице, и в клинике «Леге Артис» делает порядка 800 операций в год. Из них по глаукоме – 100 –150.
Ну а глава династии за свою профессиональную деятельность провел несколько тысяч операций по глаукоме.
– Нужно сказать, что в России всего два-три вида операций по глаукоме заслужили широкое признание, в том числе и моя. Но для этого потребовалось почти 20 лет! – резюмирует Владимир Иванович. – А к популярности мы относимся спокойно.
Вручение награды на церемонии премии «Призвание».2019 год.
Серебро на страже здоровья
В 2017 году Владимир Лапочкин совместно с партнерами разработал не имеющее аналогов в мире медицинское средство на основе наносеребра «Аргенсепт» для кожи и слизистых.
Удивляясь такому неуемному, подвижническому характеру, спрашиваю: «Медицинская клиника – это и так довольно хлопотное хозяйство, а вы еще занялись производством препарата. Как пришла идея применять его в медицине?»
– Лет пять назад сын Андрей познакомился с ученым, который разработал первичную технологию получения металлов серебра в виде наночастиц. Пятнадцать лет назад он пытался зарегистрировать продукт в качестве медицинских салфеток с серебром, но ничего не получилось, потому что процесс регистрации очень трудный, а с серебром – вдвойне.
Сначала я скептически отнесся к этой идее. А потом ребята принесли в баночке из-под обычного альбуцида этот раствор серебра, попробовали на себе, на своих детях. А когда стали применять при тяжелейших язвах, приводящих к сквозным перфорирующим отверстиям, и спасли погибавший глаз, то я изменил свое мнение. Да, определенный риск был, препарат еще не получил регистрацию, но применение серебра в медицине разрешено. И тогда мы наладили процесс, организовали юридическое лицо, нашли финансирование, придумали название – «Аргенсепт» – и запатентовали.
Многочисленные испытания показали его высокие антибактериальные и антигрибковые свойства. Сначала появилась косметическая линейка: крем, салфетки, маски. В Вологде создан завод ООО «Аргентех» по производству гидрозоля наносеребра первичного раствора для «Аргенсепта». Последние два с половиной года мы занимались регистрацией медицинского изделия. В августе 2021-го после длительных серьезных испытаний, где были доказаны качество
и безопасность этого продукта, мы получили регистрацию. Аналогов нашему препарату нет ни в России, ни в мире.
Совсем недавно, в конце прошлого года, Владимир Лапочкин и его команда стали первыми лауреатами Общенациональной премии Христофора Леденцова, которая присуждается за результаты научных исследований, внесших существенный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук.
Научный коллектив под руководством Владимира Ивановича получил высокую награду за разработку и создание электроимпульсной технологии и отечественных промышленных установок для получения гидрозолей наносеребра с целью производства на его основе медицинских изделий.
Церемония награждения прошла в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в рамках научно-практической конференции «Содействие успехам опытных наук и их практических применений». Особенно приятно, что эта премия возродилась благодаря усилиям Клуба деловых людей Вологодского землячества в Москве. Символично, что вологодские ученые получили премию вологодского мецената Христофора Леденцова под номером один.
Тепло Вологодчины
Владимир Иванович ведет большую общественную работу, помогает детям и многим землякам, взаимодействует с вологодским профессиональным сообществом. Вместе с главным врачом Вологодской областной офтальмологической больницы Сергеем Зеленцовым он вошел в Ассоциацию руководителей глазных клиник России, ездил по России, за рубеж. Доктор Лапочкин консультирует земляков-офтальмологов, выступает в Ученом Совете МНТК «Микрохирургия глаза» С. Н. Федорова в качестве оппонента на защитах кандидатской у вологодских офтальмологов. Помогает районным специалистам с приобретением медоборудования.
– Я часто бываю на малой родине. Она дает душе и покой, и силы, и энергию. Там я мечтал о будущем, сформировался как личность. Всегда чувствую необъяснимую связь с Вологодчиной: эмоциональную, духовную, физическую... А какие там рыбалка и охота! Мы часто бываем в деревне Пески. Когда дети были маленькими, ездили туда на каникулы, построили домик, вместе рыбачили, ходили за грибами. А теперь подрастают четверо внуков. Собираемся всей семьей на даче и в Подмосковье.
У нас северная баня, привезли из Вологды, вологодские мастера построили дом, кирилловский печник сложил настоящую русскую печь с лежанкой. Получается, что частичка Вологодчины согревает нас и в Подмосковье.
Текст: Елена Шершень
Фото: Валерий Виноградов и из архива Владимира Лапочкина
Источник: сайт ВЗ в Москве