18 февраля 2024 года, к празднику храбрых и сильных в Центральном доме Российской армии открылась выставка Заслуженного художника, Российской Федерации, скульптора Елены Безбородовой «Защитники Отечества». Впечатлениями делятся гости вернисажа.
Наталья Ивановна Конева, дочь маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева, председатель правления Фонда полководцев Победы: - Всегда радуюсь, когда на такие выставки приглашают потомков тех, кто сражался в Великую Отечественную войну. Искусство вечно, и подвиги наших предков на той большой войне увековечиваются мастерами.
Какое-то время назад активно обсуждалось, каким должен быть памятник во Ржеве. Мой отец воевал подо Ржевом в самые, может быть, тяжелые моменты этой битвы, и для меня всё, что связано с теми сражениями, воспринимается как нечто личное, семейное. Мне было не все равно, каким будет памятник.
Когда меня пригласили посмотреть на конкурсные работы, в скульптуре Елены я увидела символ, который очень важен. Это журавль.
Когда-то давно к нам в гости пришел человек, чьи книги мы читали и чьи строчки знают все – про то, как солдаты «превратились в белых журавлей». Это был Расул Гамзатов. Он был у нас в гостях. Папа его принимал. Тот пришел поговорить о войне. И, видимо, такие беседы с ветеранами для него были источником вдохновения. Потом, какое-то время спустя, была создана та самая знаменитая песня. И отца пригласили на премьеру этой песни. Впервые это произведение исполнил Марк Бернес. Там был и автор музыки, Ян Френкель. Когда закончилось исполнение песни, он подошел к моему отцу и спросил: ну как? И папа ответил: «Спасибо авторам, нам на войне нельзя плакать, ронять там слезы. Но такая песня позволяет нам сейчас уже увлажнить свои глаза слезами». Дома папа рассказывал про их разговор с композитором и еще раз обмолвился: «Нам только в таких случаях и позволено расчувствоваться». Этот их разговор описан и в воспоминаниях Яна Френкеля.
Поэтому, когда я его увидела эту скульптуру, я не смогла пройти мимо. В ней автору удалось запечатлеть этот столь пронзительный мотив, который трогает сердца, – порыв души, которая уже в своей жертвенной самоотдаче отрывается от всего земного. В наши дни чрезвычайно важно находить такие сильные емкие символы.
Кумов, Герой России, полковник, ветеран группы «Альфа»: Я один из образов, которые здесь, на выставке, представлены. Мне посчастливилось встретиться с Еленой Анатольевной в переломный момент моей жизни. И она, запечатлев этот образ героя, вдохновила и дальше жить, сражаться. В этом мире добро должно быть с кулаками. Всегда есть те, кого надо защищать. Брать оружие в руки. И хорошо, что есть те, кто готов это делать. И те, кто нас так вдохновляет.
Побеждает всегда весь народ – те, кто воюет на линии соприкосновения, должны чувствовать поддержку тыла. И молитву. Помощь Божию по молитвам всех.
Протоиерей Александр Птицын, клирик храма Большое Вознесение у Никитских ворот:
–Церковь всегда поддерживала дух воинов, благословляла на ратный подвиг защитников Отечества, – и это всё в полной мере отражено в скульптурах Елены Безбородовой. Я знаю, что впереди нас ждет победа, и любая скульптура, которую изваяла Елена, после победы может занять достойное место на площадях российских городов, стать памятником нашим героям. Талант Елены охватывает не только Великую Отечественную войну, Афганскую, Чеченскую, но и непреходящую духовную брань. У нее есть и скульптурные образы наших духовных воинов – патриархов, старцев-молитвенников земли русской.
Творчество Елены Безбородовой воспитывает души, вдохновляет наших ребят на подвиги. Будем молиться о том, чтобы она создала образы и наших новых героев, – тех, кто сейчас защищает нашу Родину.
Наталья Алексеевна Нарочницкая, член Общественной палаты Российской Федерации, доктор исторических наук:
– Какое счастье оказаться среди единомышленников, среди людей, которые понимают искусство, объединены гражданским чувством преемства, когда не надо выбрасывать из нашей истории ни одной страницы, а только то и требуется, что каяться в грехах и с достоинством осознавать достижения.
Работа Елены – выдающееся событие в нашей художественной жизни. Она в ряду выдающихся скульпторов. Если говорить о женщинах-скульпторах, то ее предтечи Камилла Клодель, Вера Мухина. Но как грубое барокко XVII-XVIII века становится утонченным, так и в работах Елены появляется какое-то изящество и тем самым большая одухотворенность. Воины, изображенные здесь, с одной стороны, реалистичны, это не какой-то искореженный символ, но с другой – они утонченные, в них так явно запечатлена душа. И эта душа всегда светла, возвышена.
В центральной части этой потрясающей скульптуры – души павших воинов в виде белых журавлей поднимаются ввысь. Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13).
Это не простая война за освобождение русских территорий и русских людей, это всё гораздо серьезнее – это экзистенциальная битва за будущее человека и человечества, за толкование того, что должен человек иметь в качестве нравственной цели в жизни.
Европа создала великую культуру, там в герое был воплощен долг и честь. Великая Европа создана не нынешними «гражданами мира», которые интересуются больше выбором зубной пасты. У таких Родина там, где ниже налоги. Для них нет грани между грехом и добродетелью, между героическим поступком и падением в грязь, между красотой и уродством, моралью и антиморалью.
Не тем руководствовалась христианская Европа, когда возрастала. Прав был Константин Леонтьев, который еще тогда сказал, что Европа уничтожила в себе сама все изящное, великое и святое.
Некогда мы совершили немыслимый подвиг в Европе, изгнав татаро-монголов. А потом, погнав Наполеона со всей его шестисоттысячной армией, в которой было всего лишь только триста тысяч французов, а остальные – это вся Европа, которую он завоевал. После Гитлер опять обрушил на нас совокупную мощь всей Европы.
И сегодня против России ведется гибридная война, сплотившая против нас весь этот завистливый, ревнивый, декадентски упаднический мир, который понимает, что наша победа – это победа других международных отношений, другой мировой системы, в которой они просто не смогут продолжать вот ту свою жизнь.
Поэтому-то они и уцепились такой мертвой хваткой за ту свою жизнь, за возможность ее продолжать. И главная задача сейчас даже не в этой физической войне. Главная схватка сейчас идет в гибридной войне – а это овладение духовной жизнью противника и его информационным полем. И для того, чтобы этому противостоять, мало критически относиться к их вбросам. Надо противостоять всему этому.
Проект памятника воинам, павшим подо Ржевом
То, что мы видим в скульптурах Елены, питает нас, как мать сыра земля питает. Когда я обезумеваю от всего, что происходит, я еду на нашу дачу, в деревянный дом, и начинаю косить, и возвращаюсь оттуда исцеленная. Мы нуждаемся в этом прикосновении к ней – к земле. Мать-сыра земля она дает силы. Точно также – все эти образы воинов, молитвенников – все они защитники Отечества, одни совершают ратные подвиги, другие сподвигают их на это, вымаливают тех, кто обнажает меч.
А эта центральная скульптура с душами, взмывающими ввысь в виде журавлей, меня совершенно потрясает. Эти души бойцов уже готовы положить свою жизнь за других, зная, что душа не умирает… У такого воинства и женщины под стать.
В русских сказках такие образы русских женщин, которых нет в сказках ни одного народа мира. Я читала сказки германские, индийские, индонезийские, английские. И только у нас женщина – это богатырка-синеглазка, – спит, как речной поток шумит. Прекрасная королевна Марья Маревна, которая побеждает Ивана Царевича, все может! А он ей и говорит: «Отложи ты меч булатный в сторону да поцелуй ты меня в уста сахарные, будь ты мне женой». И становится! И ей не надо доказывать ни себе, никому, что она грамотная какая-нибудь. Это такая пошлость, то, что мы видим на Западе. Здесь этого нет. Тут, на выставке, всё гармонично, по-Божьи. Душа, гражданское чувство, эстетическое чутье. Эстетика Елены Безбородовой очень тонкая. Тут всё – и глубина, и отвага, и молитва, и изящество.
Владимир Николаевич Крупин, писатель, первый лауреат Патриаршей литературной премии:
В Церкви долгое время шли споры об искусстве скульптуры, – нужна ли она нам в Православии? Для нас более традиционным является иконопись. Но все-таки то воздействие, которое оказывает, эта заряженная энергией образа трёхмерность, стягивающая время и пространство в смысловое единство, ни с чем не сравнишь.
Очень хочется, чтобы работы Елены обрели свои места в городских пространствах. Хотя многие уже и обрели – разойдясь по земному шару.
Есть у этого скульптора потрясающий образ святителя Тихона. Сегодня рядом со многими обителями уже установлены скульптуры их святых, – и этой работе место у стен Донского монастыря Москвы. Тот самый образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
У Елены Анатольевны невероятно духоносные получаются образы святых, старцев. Но для меня, как писателя, оказалась важной и ее работа – М.Ю. Лермонтов. Я его для себя заново через творчество Елены Анатольевны открыл.
А.С. Пушкин, – это, конечно, наше всё. А на втором месте почитают Лермонтова. А я любил Ф.И. Тютчева. А в этой скульптуре Лермонтова такое напряжение – он точно проводник небесных смыслов, – принимает и передает нам Небесные глаголы. И я заново для себя открыл этого поэта.
Вот, что нам дают эти лишь кажущиеся статичными, а внутренне такие динамичные, в подвиге, в борьбе скульптуры-иконы. Мы вот все восхищаемся хрупкостью Елены Анатольевны, но она и сама очень сильная. Умеет совладать с металлом. Одухотворять его. И нас через созерцание этих образов.
Леонид Петрович Решетников, генерал-лейтенант Службы внешней разведки Российской Федерации:
За восемь лет я в третий раз участвую в открытии выставки Елены Безбородовой и каждый раз восхищаюсь её работой. Такая стройная, хрупкая, красивая женщина делает такие мощные в духовным смысле произведения, скульптуры. Недавно была ее выставка в Вологде, которую посетили тысячи людей. Елена делает великое дело.
Все еще впереди, впереди битвы, сражения. И на фронте, и здесь нам предстоит еще много тяжелейших испытаний.
То, что делает Елена, укрепляет нас в вере, что мы все испытания пройдем, пройдем с Духом, с верой нашей, с нашими предками, нашими героями.
Вот такой у этого скульптора героический подход. В основном она делает образы мужчин. Какими мы должны быть. Ёе работы о том, какими должны быть наши мужчины. К сожалению, не всегда они такие. Но сейчас важнейшее для нас время. И многие из мужчин становятся такими, какими они и изображены здесь. Самые добрые пожелания, восхищение, как всегда, и благодарность автору и ее мужу, который ей помогает, и без него, наверное, ничего бы не получилось.
Елена Владиславовна Сандалова-Юрина, член Фонда памяти полководцев Победы, внучка генерал-полковника Леонида Сандалова:
Память о наших великих предках, о солдатах Великой Отечественной и о ее полководцах, незримо с нами в этот праздник 23 февраля. И сегодня мы вспоминаем их жизни, вспоминаем их служение, вспоминаем их жертвенность, кланяемся их подвигу.
Скульптурные образы, которые мы видим здесь, изумительно каждый раз воздействуют на нас. Ты входишь в зал – и мурашки. Это передается энергия самого скульптора, которая ценой своего служения, своей жертвенности пришла к этому высокому подвигу дарить нам эти прекрасные возвышающие дух работы.
В этот день с нами в зале потомки маршалов Баграмяна, Покрышкина. И это не случайно, потому что военные люди всегда в строю. И этот строй, мы надеемся, будет продолжен теми, кто воюет сегодня. Это очень важно, и Елена делает много для того, чтобы воспитывались новые воины, настоящие воины. Сегодня это главное.
Записала Ольга Орлова. Фотографии: Павла Герасимова, Никиты Зорина и Ольги Орловой
Авторы памятного бюста Святителю Е.А.Безбородова и известный храмовый архитектор В.И.Козлов. Памятник открыт 3 октября 2024 года рядом с входом в храм Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве по благословению Патриарха Кирилла.
Почему именно сейчас и именно здесь воздвигнут новый памятник Святителю? Следующий 2025 год – год Патриарха Тихона. 31 января исполняется 160 лет со дня его рождения, 7 апреля – 100 лет со дня его кончины.
Патриарх Кирилл в своих выступлениях говорит, что пример подвига Святителя Тихона «актуален и в наше непростое время, когда нам приходится вести борьбу за единство нашей Церкви, за единство Отечества и народа нашего, отстаивать духовную и культурную самобытность России, противостоять попыткам недружественных стран навязать нам чуждые идеалы и ценности».
Елена Анатольевна с мужем Алексеем Викторовичем Тимофеевым – известным журналистом и писателем
*Материалы о выставке были подготовлены своевременно, однако по техническим причинах выставляются на сайте только сегодня. Приносим извинения нашему большому другу, прекрасному скульптору, а также автору уникальной записи, фотомастерам и читателям. Следует отметить, что такие события актуальны всегда и вечны (ред.)