«Верните нам наш Крым, нашу священную землю, бесстрашно и коварно захваченную русскими. Мы обращаемся с этим призывом ко всему миру, ко всем народам. Мы готовы за Крым предать огню все московское государство, превратить его в выжженное поле. Да поможет нам в этом благом деле Аллах всемогущий. И пусть шайтан утащит в ад грешную душу покорителя Крыма Потемкина-паши. А Крым должен принадлежать лишь Блистательной Порте»…
Я пишу эти строки сегодня с грустной иронией. Но ведь так было на самом деле. Оттоманская империя в 80-х годах XVIII века жила жаждой реванша за проигранную войну с Россией. Турки очень хотели вернуть потерянные земли и прежде всего Крым, вошедший в состав России в 1783 году.
Покорителем Крыма в Порте считали фельдмаршала Григория Потемкина. Именно Потемкин разработал план присоединения полуострова к России. Ему принадлежали многие победы над турками и крымчанами. Он принимал присягу Крыма на верность русской короне, стал правителем Новороссии. Султан и его свита всегда лелеяли страстную мечту уничтожить Потемкина.
Даже существует версия, будто Потемкин, внезапно в расцвете сил скончавшийся в дороге близ молдавского города Яссы, умер не от лихорадки, а был отравлен турками. И им в этом преступлении помогла его любовница, уроженка Константинополя…
Оказалось, что одна из любовниц Потемкина действительно была из Константинополя. Это София Глявоне (Потоцкая), по национальности гречанка, известная личность, яркая красавица, распутница, жившая тогда в Массандре…
…Причиной болезни было отравленное вино, которое, видимо, турецкие лазутчики доставили любовнице Потемкина, с ней они, вероятно, сумели установить контакт. А та в свою очередь переправила отраву своему любовнику. И Потемкин был отравлен. Он скоропостижно умер, находясь в дороге. Вышел из коляски, лег на плащ - и умер…
…И здесь можно выдвинуть еще одну версию гибели Потемкина. Турки могли устроить его отравление сами - послав Потемкину отравленное вино от имени Софии. А она была тут ни при чем. Но даже если так оно и было, это им не помогло - Крым навсегда отошел к России…
…Когда Крым стал заграницей, я перестал туда ездить. Ничего не имею против Украины, люблю эту страну и ее культуру, недавно написал книжку, где многое - о Тарасе Шевченко. Но я не мог смириться с тем, что стали заграницей Гурзуф с Пушкиным, Севастополь со Львом Толстым, Ялта с Чеховым, Старый Крым с Грином, Коктебель с Волошиным... И вот теперь Крым и Коктебель как бы вернулись ко мне, в мою душу, даже если мне здесь уже не побывать. Но это - родное…
(Из исторического очерка известного вологодского писателя Владимира Аринина «Тайны Крыма», напечатанного в газете «Красный Север» за 7, 14 и 21 мая 2014 года).