8 антикризисных советов ТПП РФ – как универсальных, так и ставших актуальными лишь недавно
Второй год жизни при кризисе научил предпринимателей экономить, оптимизироваться, выбирать надежных партнеров и жить без кредитов. За это время те, кто выбрал верную стратегию, смогли найти относительное равновесие. Но предпринимателям рано расслабляться, поскольку поддерживать бизнес на плаву все еще приходится в режиме ручного управления.
Рекомендуем список обязательных задач для малых и средних предприятий в кризис, как универсальных, так и ставших актуальными недавно.
1 |
Сохранять оптимизм. |
Это самый главный совет.
|
2 |
Усилить финансовый контроль. |
Если сегодня Вам кажется, что все более или менее нормально, то завтра ситуация может измениться под влиянием непредвиденных обстоятельств.
|
3 |
Постоянно искать способы сэкономить. |
Даже если Вам кажется, что Вы уже урезали все, что можно, попробуйте найти еще возможности для экономии: ? поменять поставщика на более дешевого; ? договориться о скидках, заинтересовав 100%-ной предоплатой; ? поговорить с арендодателем об арендных каникулах или о временном снижении ставки. Кризис не только у Вас, но и у Ваших партнеров, и это делает их более договороспособными.
|
4 |
Перестроить систему продаж и закупок. |
|
5 |
Поддерживать связь с банком. |
Банк заинтересован в поиске взаимоприемлемого решения, а не в конфликте. Поэтому при малейшем намеке на трудности с возвратом кредита или погашением очередного платежа следует сразу сообщить об этом и попросить об отсрочке или реструктуризации кредита. |
6 |
Оценить эффективность рекламы. |
Даже в кризис экономить на рекламе и продвижении нельзя, но надо научиться измерять эффективность расходов на рекламу. Нужно оценить, какое количество клиентов и денег принесет реклама в том или ином источнике. Если вы сами не в состоянии это сделать, следует обратиться к профессионалам. У специалистов по рекламе тоже кризис, который заставляет их снижать расценки на услуги. Это позволит пересмотреть рекламный бюджет и добавить новые каналы привлечения клиентов. Держать собственных специалистов по рекламе слишком затратно, поэтому найдите компанию профессионалов, ставьте им задачи, контролируйте выполнение и экономьте на этих расходах. |
7 |
Сделать маркетинг точечным. |
Не нужно пытаться охватить всю аудиторию.
|
8 |
Постоянно учиться. |
Кризис – самое подходящее время для учебы.
|