Теперь российские врачи будут учиться всю жизнь
В России все еще не хватает врачей. По данным статистического учета, на начало 2016 года в медицинских организациях системы Министерства здравоохранения работало 543 604 врача и 1 309 846 медицинских работников со средним профессиональным образованием. По данным ВОЗ за 2006-2013 годы, Россия по количеству врачей (за исключением стоматологов, фармацевтов и психиатров) занимает 6-е место в мире, уступая только идущей на пятом месте Австрии и странам, которые относятся к «особым случаям»: Катару, Монако, Кубе и Сан-Марино. Но по оценке российского Минздрава, отрасль нуждается еще в 37 тысячах специалистах с высшим образованием и в 206 тысячах сотрудниках среднего звена. Об этом же говорят и результаты опроса пациентов, проведенного в этом году активистами ОНФ в 85 субъектах Федерации: 62% из более 9 тысяч опрошенных считают, что в лечебных заведениях существует дефицит узких специалистов, 29,5% – что не хватает врачей-терапевтов.
Дело в том, что кадровая проблема в отечественной медицине выражается не только и не столько в общем дефиците врачей «по системе», сколько в дисбалансе обеспеченности лечебных организаций специалистами разных профилей. Наряду с благополучными специальностями, где недостатка квалифицированных кадров не наблюдается, существуют и хронически дефицитные медицинские профессии, такие как: рентгенологи, анестезиологи, психиатры.
На исправление сложившегося дисбаланса направлены и меры социальной поддержки по региональным программам в соответствии с «майскими указами» Президента, и реформа системы медицинского образования, которую проводит федеральный Минздрав. Прежде всего, Минздравом был налажен учет потребности в медицинских кадрах с детализацией до отдельных населенных пунктов. Для этого ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения разработал специальную методику, и на ее основе с 2013 года принимаются решения о выделении государственных квот для целевого обучения в вузах в зависимости от потребности регионов в конкретных специалистах. Студенты, получившие образование по договору о целевом обучении, должны отработать определенный срок в конкретном медицинском учреждении, а в случае невыполнения своих обязательств – вернуть региону потраченные на них средства.
Но главная цель реформы медицинского образования в кадровой сфере – повышение квалификации всего медицинского корпуса до уровня самых передовых современных требований. Важнейшая часть этих преобразований – переход на непрерывную систему обучения и контроля компетенций всех специалистов отрасли.
В этом году первые выпускники кафедр фармацевтики и стоматологии завершили обучение по новым государственным стандартам третьего поколения, в которых практическим занятиям в лечебных учреждениях уделяется значительно больше времени и внимания, чем раньше. На прошлой неделе часть из них уже прошла три этапа аккредитационных испытаний: теоретический, практический и аналитический. Успешно сдавшие аккредитационный экзамен получили допуск к практической деятельности на должностях «стартового уровня», минуя прохождение интернатуры.
В аккредитационные комиссии входят в обязательном порядке представители профессионального медицинского сообщества. Их участие помогает установить связь практикующих врачей с системой медицинского образования, позволяет выявить сильные и слабые стороны вузовской системы подготовки. Также в составе комиссии работают представители лечебных и образовательных организаций. Для последних обязательным условием является принадлежность к иному учебному заведению чем то, где проходят аккредитационные испытания.
Раз в пять лет все российские медики должны будут проходить ре-аккредитацию, подтверждая свою профессиональную компетенцию, а также получая допуски к новым видам оказания врачебных услуг по итогам прохождения дополнительных образовательных программ.
Для перехода на систему непрерывного медицинского образования создаются ресурсы дополнительного и дистанционного обучения. Запущен государственный образовательный медицинский портал, база его пользователей уже насчитывает более 41 тысячи специалистов, реестр дополнительных образовательных программ включает более 3600 программ и 1270 мероприятий. На информационном портале Российской медицинской академии последипломного образования размещен банк, в который включены около 4800 примерных программ дополнительного образования почти по ста медицинским и фармацевтическим специальностям, которые реализуются в профильных вузах и научно-исследовательских организациях.
Развитие медицинского образования и переход на образовательные стандарты третьего поколения требуют, в том числе, и постоянного совершенствования самих преподавателей. Поэтому с 2012 года реализуются программы дополнительного образования для профессорско-преподавательского состава. В 2015 году образовательные циклы по различным направлениям прошли более 450 представителей медвузов.
Реформа образования, наряду с другими мерами, предпринимаемыми на федеральном и региональном уровне, уже начала приносить свои плоды. В 2015 году впервые за последние годы увеличилась численность онкологов, патологоанатомов, психиатров, продолжает расти число анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов. Доля молодых специалистов в отрасли по сравнению с 2012 годом возросла на 2,5 %. Снижается коэффициент совместительства – в 2015 году он достиг самого низкого значения за последние десять лет (Михаил Ветров, Известия).