В годовщину создания первого в России гусарского полка «Известия» вспомнили, как жили, чем прославились и как выглядели настоящие гусары
18 ноября 1796 года, 210 лет назад, в России был создан сводный Лейб-гвардии гусарский полк. Ставшие излюбленными персонажами произведений русских писателей-классиков и кинематографистов, гусары впервые появились за границей: первые полки были созданы в Венгрии, еще в XV веке, и первыми русскими гусарами были преимущественно иностранные наемники, действовавшие в составе отдельных эскадронов. Так, к середине XVIII века в России были созданы, в том числе, Болгарский, Сербский, Далматский и Македонский гусарские полки. На базе двух последних к концу столетия был сформирован Александрийский легко-конный полк, в конце ноября 1796 года также получивший название гусарского.
Лейб-гвардии гусарский полк, основу которого составили казаки, начал именоваться гусарским одним из первых среди русских полков. За всё время своего существования в России — вплоть до Гражданской войны — гусары успели принять участие в ключевых кампаниях, особенно отличившись в Отечественную войну, а среди тех, кто прошел службу в гусарском полку, были Лермонтов, Грибоедов и будущий президент Финляндии Карл Густав Маннергейм.
В годовщину создания первого гусарского полка «Известия» вспомнили, как жили, чем на самом деле занимались и как выглядели настоящие гусары.
Навеки тридцатилетние
С момента своего появления в Венгрии в XV веке гусары использовались как легкая кавалерия и на поле боя выполняли функции, аналогичные современному спецназу: в их задачи входили разведывательные рейды в тыл противника, разведка боем и диверсии в тылу противника (в чем особенно преуспел знаменитый командир Ахтырского гусарского полка Денис Давыдов).
Во время крупных сражений чаще всего время гусар приходило, когда требовалось нагнать отступающего противника, чтобы не дать ему закрепиться на новых рубежах. Век гусара, как правило, был недолог: редко кто из них переживал 40-летний рубеж, тем более в период войн. Наполеоновский генерал Лассаль подошел к этому вопросу еще строже, отметив, что «Гусар, доживший до 30 лет — дрянь, а не гусар». Сам кавалерийский генерал погиб в 34 года.
Немудрено, что в памяти потомков гусары остались вечно молодыми беззаботными героями и отчаянными дамскими угодниками.
Лицом смугл, волосы черные
Учитывая специфику боевых задач, одним из главных критериев при отборе в гусары стал невысокий рост, а неизменной отличительной чертой гусарских офицеров стали знаменитые усы, отсутствие которых едва не стоило разоблачения героине «Гусарской баллады» Шурочке Азаровой.
Средний возраст гусар колебался в районе 19–30 лет, но случались и исключения — так, самому старому гусару Александрийского полка в 1804 году, согласно полковым документам, было 52 года, самому молодому — 17 лет. В начале XIX века основу гусарских полков во многом составляло казачество — в тех же документах есть описание внешности попавших в полк казаков-новобранцев. Из него следует, что типичный служащий полка в то время был «лицом смугл, кругловат, нос умеренный, волосы черные, глаза карие».
Форма, пошитая из ряс
Всего в истории России было 20 гусарских полков, среди которых самыми известными стали Лейб-гвардии гусарский полк, Изюмский и Ахтырский гусарские полки и «черные» гусары Александрийского полка. От полковой принадлежности гусар зависел в том числе цвет их формы и амуниции коня — и часто за историей полковой формы стояла своя особая легенда.
Так, например, полковым цветом Ахтырского гусарского полка был коричневый — когда после взятия Парижа гусары в изрядно потрепанных мундирах оказались в Аррасе, недалеко от расположенного там монастыря капуцинок, командовавший полком Денис Давыдов принял решение «позаимствовать» со складов монастыря предназначенную для монашеских ряс ткань необходимого коричневого цвета. Император Александр I, узнав об этом, специальным указом навечно закрепил за ахтырцами коричневые мундиры. Гусары при этом не изменили своей славе галантных кавалеров: третьим тостом в полку стал тост «За французских женщин, которые пошили нам мундиры из своих ряс».
Форму красно-синего и сине-красного цветов, чаще всего ассоциирующуюся с гусарами, носили лейб-гвардейцы и изюмцы. На их фоне выделялись александрийцы, носившие черную форму с красными воротником и обшлагами.
Смертью смерть поправ
Еще одним отличием, помимо цвета формы, был полковой знак. Одним из самых выразительных стал созданный в 1913 году знак александрийского полка: мальтийский крест с гусарскими вензелями на лепестках и черепом и костями («адамовой головой») в центре. При этом в эффектном знаке были зашифрованы основные вехи истории полка. Мальтийский крест означал, что полк был основан во времена правления императора Павла I, члена мальтийского ордена, а череп и кости — «смертью смерть поправ» или бессмертие. Название «Бессмертные гусары» александрийцы получили еще в эпоху наполеоновских войн.
Создателем полкового знака стал гусар Александрийского полка Василий Николаевич Карамзин — правнук автора «Истории государства российского»
Корнет Александров
Цвет гусарских полков, как и во всей русской армии, составляли дворяне (во многом и потому, что пошив формы и амуниции для лошади требовал немалых вложений). Кроме того, служили в гусарских полках и крепостные крестьяне, набранные по рекрутскому набору, — в этом случае они зачислялись в те же полки, что и их владельцы. Но шли в гусары рядовыми и люди вольные, не имеющие дворянского происхождения: кого-то привлекали веселый образ жизни и постоянный риск, кого-то — возможность преодолеть сословные барьеры. На то, чтобы получить офицерский чин, в полку уходило около 12 лет службы. Дослужиться до унтер-офицера можно было за четыре года.
Однако в исключительных случаях эти правила нарушались — так, например, император Александр I лично даровал Надежде Дуровой унтер-офицерский чин корнета после восьми месяцев службы в конном полку. Кроме того, разрешив продолжить службу, император даровал кавалерист-девице и новую фамилию — она была переведена в Мариупольский гусарский полк под именем корнета Александрова, в честь государя-императора.
Вечные холостяки
Гусары обрели в веках славу победителей на любовном фронте и галантных кавалеров. Однако на деле женитьба гусар, так же как у большей части российской военнослужащих, не приветствовалась на официальном уровне — поступая на службу, многие из них подписывались под ролью вечного холостяка (однако, если судить по образу гусар, запечатленному в исторической памяти потомков, непохоже, чтобы им приходилось об этом сильно сожалеть).
Одна из причин, по которой начальство косо смотрело на желание обзавестись семейными узами была проста и прагматична: выплаты пенсий женам погибших в постоянных войнах офицеров были слишком накладны для бюджета.
Однополчане Грибоедов, Гумилев и Маннергейм
Самым известным российским гусаром, пожалуй, навсегда останется герой войны 1812 года, поэт и один из командиров партизанского движения Денис Давыдов. Но список знаменитостей, вышедших из гусарских полков, им не исчерпывается.
Так, гусаром едва не стал поэт Александр Пушкин: еще в Лицее, увлеченный героикой Отечественной войны, он подружился с гусарами Лейб-гвардии гусарского полка. От военной службы его удержала лишь воля отца, категорически настроенного против такой карьеры. Зато поэт Михаил Лермонтов успел сменить сразу несколько гусарских полков, включая тот самый — Лейб-гвардейский.
Кроме того, в одном лишь Александрийском полку в разные годы служили отец Льва Толстого, сын историка Карамзина, писатель Александр Грибоедов, поэты Константин Батюшков и Николай Гумилев, писатель Михаил Булгаков. В состав полка был также зачислен наследник российского престола цесаревич Алексей, сын императора Николая II.
На прошлой неделе, 10 ноября 2016 года, стало известно, что одна из воинских частей, расположенных в Самаре, где квартировал 5-й Александрийский гусарский полк, может указом министра обороны Серея Шойгу получить название Александрийской в память о знаменитом соединении.