Путеводитель по самым интересным выставкам Москвы второй половины 2017 года
Осень и начало зимы — не повод хандрить, а прекрасная возможность походить по музеям и культурно обогатиться. В 2017 году в Москве пройдет сразу несколько знаковых мероприятий: выставки современного искусства, приезд гостей из Азии и события в честь 870-летия столицы. Мы отобрали восемь самых интересных выставок, которые стоит посетить во второй половине этого года.
«Октябрь» Цая Гоцяна — первая выставка знаменитого китайского художника в России
ГМИИ им. А.С. Пушкина, 13 сентября 2017 — 12 ноября 2017
Если в один осенний день вы окажетесь рядом с Пушкинским музеем, то еще на подступах к зданию оцените масштаб выставки Цая Гоцяна, которая пройдет с 13 сентября по 12 ноября этого года. Прямо на ступенях главного входа гений современного искусства и обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале возведет необычную инсталляцию из 350 колясок и кроваток. Внутри каждой «прорастут» русские березки — символ разных человеческих судеб и отсылка к знаменитой сцене на лестнице из фильма «Броненосец Потемкин». Если помните, в ней коляска с младенцем долго и страшно катится вниз по ступеням одесской лестницы, пока офицеры расстреливают разбегающуюся толпу. «Октябрь» — первая выставка Цая Гоцяна в России, она приурочена к годовщине Октябрьской революции 1917 года. Только рассказывает она не о самом событии, а о человеке, который его переживает. Все пространство музея превратится в одну масштабную инсталляцию, где будут представлены знаменитые двадцатиметровые пороховые картины, эскизы, наброски и скульптурные группы. Автор спрашивает: кто ответственен за судьбу человечества? Какие последствия у наших действий? Попробуйте найти свои ответы, познакомившись с Цай Гоцяном — мастером-пиротехником из Поднебесной, творения которого украшали летние Олимпийские игры в Пекине в 2008, а выставка «Да Винчи из народа» собрала больше миллиона человек и стала самым посещаемым мероприятием ныне живущего художника.
Ретроспектива Хаима Сутина — первая персональная выставка в России
ГМИИ им. А.С. Пушкина, 24 октября 2017 — 19 февраля 2018
Выставка картин экспрессивного художника белорусского происхождения Хаима Сутина, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, откроется в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина 24 октября и продлится почти три месяца. Экспозиция работ этого нелюдимого и своеобразного автора пройдет в России впервые. Картины Хаима Сутина очень драматичны по исполнению и даже у современных искушенных зрителей вызывают мурашки. Многочисленные «кровавые» гладиолусы, натюрморты с выпотрошенными тушами и оригинальные портреты буквально сочатся краской и, конечно, стоят немного особняком от произведений других представителей «Парижской школы» — сообщества французских художников 1900–1960-х годов. Возможно, такая нестандартная художественная манера была связана с постоянным присутствием боли в жизни Сутина. Современники утверждали, что даже его лицо как будто все время выражало боль: он страдал от язвы желудка и скончался от нее на операционном столе в 1943 году. Экспозиция займет три зала — под три направления творчества автора: портреты, пейзажи и натюрморты. Организаторы попытались рассказать, из чего Сутин вырос как творец и на кого повлиял. Всего будет представлено около 50 работ: 20 картин принадлежат самому Хаиму Сутину, а остальные — мастерам, которые так или иначе были с ним связаны: Марку Ротко, Джексону Поллоку, Виллему де Кунингу, Жану-Батисту Шардену и другим.
Современное искусство: 1960 — 2000. Перезагрузка
Государственная Третьяковская галерея, 15 апреля 2016 — 17 декабря 2017
Почему «Перезагрузка»? Потому что выставка, которую Третьяковская галерея проводит до середины декабря 2017 года, покажет посетителям многолетний путь современного российского искусства и даст понять, как оно эволюционировало. Экспозиция собрана и сгруппирована по жанрам так, чтобы гости могли «соединить» и «сопоставить» работы, которые в разное время попадали в коллекцию музея. Обширная панорама включает картины, объекты, ассамбляжи, видеоработы и инсталляции, объединенные по темам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм — образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм — новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х». Половина из 200 представленных произведений принадлежала знаменитому коллекционеру Леониду Талочкину и впервые будет показана широкой публике. Формат выставки соответствует названию, и для Третьяковской галереи это большой эксперимент: гости смогут взаимодействовать с некоторыми экспонатами и даже становиться их частью. Например, сидеть за столом, изучать интерактивные копии работ или вертеть их в руках. Чтобы посетители могли лучше разобраться, в чем же прелесть современного искусства, кураторы организовали дополнительную образовательную программу «Философия после искусства», где можно послушать лекции и подискутировать на тему свободы воли и связи культуры и технологий.
Конец прекрасной эпохи. Рисунок первой половины XIX века
Государственная Третьяковская галерея, 9 июня — 5 ноября 2017
Выставку акварелей и рисунков первой половины XIX века стоит посетить, даже если вы не разбираетесь в искусстве, — просто ради эстетического удовольствия. Для экспозиции собрано 200 лучших акварельных и графических работ художников эпохи романтизма: пейзажи, жанровые рисунки и бытовые сцены. Смысловое ядро выставки — работы педагогов Императорской академии ххудожеств: Иванова, Егорова, Шебуева, Бруни, Басина и их учеников (в том числе знаменитого Брюллова). Картины, населившие пять залов музея, имеют четкую повествовательную линию: почти невесомые, как будто нарисованные воздухом и светом ранние работы академиков постепенно заменяются на безрадостные бытовые сепии, предвосхитившие графику передвижников XX века. Солнечному творчеству Брюллова посвящен отдельный зал, где собраны иллюстрации из поездок в Грецию, Турцию и занимательные зарисовки итальянской жизни. В последнем зале посетители познакомятся с «наблюдательным» творчеством Федотова: зарисовками московской жизни с авторскими комментариями и сатирическими рисунками о повседневности. В этот период происходил расцвет журнальной графики и иллюстраций, с которыми посетители смогут познакомиться по карикатурам и шаржам Штернберга, Бенуа, Степанова и Рамазанова.
«Некто 1917» — как мир искусства встретил Октябрьскую революцию
Государственная Третьяковская галерея, 28 сентября 2017 — 14 января 2018
Кто такой «Некто 1917», предсказанный поэтом Велимиром Хлебниковым, и как он ворвался в мировую историю и историю России, продемонстрирует одноименная выставка, которая откроется в Третьяковской галерее в сентябре. Как говорит директор музея Зельфира Трегулова, эта выставка — не просто иконография Октябрьской революции. «Некто 1917» — это отражение споров, дискуссий, идей и реакций авторов того времени на событие, которое перевернуло мировое сообщество. Одни художники были готовы сотрудничать с государством нового типа и находили его перспективным. Другие прятались в мастерских и отказывались видеть то, что происходило вокруг. И тех, и других ждали катастрофические перемены. И сегодня люди из 1917 года, которые еще не знали, что произойдет, могут с помощью искусства «поговорить» с нами, людьми из далекого 2017-го. Гостей ждут около 120 произведений Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Ольги Розановой и других художников, а также фотографии и кинохроники 1917 — 1918 годов. Выставка будет многослойной, как и исторический момент, которому она посвящена и по поводу которого до сих пор ведутся споры. Не стоит пытаться трактовать работы с точки зрения какой-то концепции: как говорит Зельфира Трегулова, «чтобы воспринять эту выставку, нужно быть внепартийным».
«Будет ласковый дождь» — вселенная популярного японского художника Такаси Мураками
Музей современного искусства «Гараж», 29 сентября 2017 — 4 февраля 2018
Когда речь заходит о Японии, перед глазами рождаются образы: аниме, высокие технологии, токийские неоновые вывески, сакура в цвету, суши, гравюры с изображением горы Фудзи... Все вместе — горючая смесь совершенно разных и зачастую несовместимых вещей и явлений. Творчество популярного японского автора Такаси Мураками именно такое: яркое, противоречивое и ультрамодное. Познакомиться с разнообразием его работ, впервые представленных в России, вы сможете на выставке, которая пройдет в музее «Гараж» осенью этого года. Сам автор утверждает, что его произведения — критика современной японской культуры, в которой все перемешалось, и высокое искусство не отличить от продукта потребления. Яркий пример симбиоза всего со всем — сотрудничество Мураками с маркой Louis Vuitton: коричнево-бежевый фон сумок художник заменил на белый, орнаменты раскрасил всеми оттенками радуги и добавил психоделические изображения цветов, грибов, веселых медвежат и других персонажей. Экспозиция будет открыта в пяти залах, а экспонаты, в том числе картины, тиражная графика, фильмы, объекты и анимация, расскажут о феноменах японской культуры, по-новому осмысленных Такаси Мураками.
Выставка работ Ивана Билибина — истоки русской сказки
Большой Царицынский дворец, 12 мая — 29 октября 2017
С творчеством Ивана Билибина знакомы даже маленькие дети. Иллюстрации художника и декоратора начала XX века неразрывно связаны с образами из русских сказок и узнаются мгновенно. Можно сказать, что именно Билибин сформировал в умах жителей современной России представление о том, как выглядит Баба Яга, Иван-царевич, сестрица Аленушка и другие хрестоматийный персонажи русского фольклора. Как это ему удалось и откуда проистекало вдохновение автора, расскажет выставка, которая проходит в усадьбе Царицыно с 12 мая по 29 октября 2017 года. Организаторы собрали 101 экспонат из Ивангородского музея, Новоладожского историко-краеведческого музея, музея-усадьбы «Приютино» и музея «Дом станционного смотрителя». Причем это не только с детства знакомые иллюстрации к «Руслану и Людмиле», «Василисе Прекрасной» и «Сказке о царе Салтане», но и не менее волшебные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам — Иван Билибин ко всему прочему был выдающимся сценографом. Событие получилось очень атмосферное: работы художника представлены вперемешку с его личными вещами и предметами русского быта — народными костюмами, вышивками, иконами, лубками, старопечатными книгами и восточными миниатюрами.
«Москва сквозь века» — художественное путешествие по истории столицы
Государственная Третьяковская галерея, 7 сентября — 21 января 2018
Команда из Третьяковской галереи предлагает отметить 870-летие Москвы посещением выставки, которая расскажет об истории города голосами его жителей, гостей и известных художников. Пространство поделится на периоды от XV до XX века. Историческую летопись города составят старинные иконы, полотна авторов вплоть до XX века, мемуарная литература и работы современных художников. Мероприятие обещает быть атмосферным: кураторы сделали упор не на информационную составляющую, а на эмоциональное восприятие, возможность войти в диалог с жителями города разных эпох, почувствовать и увидеть Москву такой, какой ее видели они. Например, с каким задором развернулось столичное строительство в начале XX века — через работы Пименова. Какие уютные задворки окружали нынешний Арбат — через полотна Поленова. Как выглядела Соборная площадь и Кремль в глазах Алексеева, Васнецова и Кандинского. Организаторы подготовили много сюрпризов и приглашают зайти на выставку прямо с гуляний в День города, чтобы по-настоящему отметить юбилей столицы. К открытию экспозиции также планируется подготовить мобильное приложение и образовательный сайт.
Текст: Наталия Грачёва. Фото: РИА Новости, Getty Images Russia