Навстречу 75-летию Великой Победы
Ялта – февраль 1945: уроки истории
20 февраля 2020 года в МГИМО состоялась очередная межвузовская конференция, организованная в рамках Общественного «Специального гуманитарного проекта», Межвузовского «Молодежного гуманитарного диалога» и подготовки к 800-летию Александра Невского, совместно с МООСРСП «Богатыри», АНО «Институт национальной памяти», Ярославским землячеством, Клубом деловых людей Вологодского землячества и ведущими вузами страны.
Мероприятие приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и посвящено Ялтинской конференции и другим встречам с участием лидеров держав – союзников по антигитлеровской коалиции.
Руководитель программы «Молодежный гуманитарный диалог» - Подшивалов Антон Юрьевич (начальник Управления МГИМО МИД России).
Модераторы:
Александровский Иван Сергеевич – заместитель начальника Управления МГИМО МИД РФ)
Подшивалов Юрий Евгеньевич - ответственный секретарь «Специального гуманитарного проекта», член Клуба деловых людей Вологодского землячества.
_____________________________________________________________________________
Открытие конференции - круглого стола - Александровский Иван Сергеевич
Краткое сообщение о докладчиках - Подшивалов Юрий Евгеньевич
Выступающие:
Бушуева Татьяна Семеновна – ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, тема доклада: « Ялтинская конференция 4-11 февраля 1945 г. по архивным материалам В. Молотова».
Выступления студентов МГИМО МИД РФ, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, РУТ (МИИТ) и МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Открыл конференцию Александровский И.С., подчеркнув, что эта важная тема прямо касается вуза по его основной деятельности.
Основной доклад по теме Ялтинской конференции по архивным материалам Вячеслава Молотова провела ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Бушуева Татьяна Семеновна.
Она обратила внимание на тщательность подготовки конференции в Ливадийском дворце, успешно прошедшей с 4 февраля по 11 февраля 1945 г. Союзники договорились об установлении новых границ в Европе и подтвердили раздел Германии на зоны оккупации, дополнительно выделив французскую зону, за счёт английской и американской. Ялтинская конференция в отличие от предыдущих встреч основана не на взаимном согласии, а на соотношении военной силы. Союзники были заинтересованы в союзе с СССР и шли на компромиссы. Именно в Ялте разработаны и согласованы основные принципы работы ООН, заложившей новый миропорядок, благодаря чему человечеству удается преодолевать опасность начала новой мировой войны (примеч. редактора сайта: таким образом, именно Крым является родиной ООН – главной универсальной международной организации современного мира).
Тепло был принят и выступление представителей МГИМО МИД РФ Дарьи Южаковой и Абдуллаева Руслана: Проявление советской дипломатии в ходе Тегеранской, Ялтинской и Потсдамских конференций.
Яркое выступление представлено Антоном Осокиным РУТ (МИИТ). Он описал Ливадийский дворец, где проходила конференция, дал краткие характеристики участникам конференции.
Более расширенный выступление Никиты Горелова о почти всех больших встречах стран-союзников с основными решениями по каждой встрече. Научный руководитель – проф., д.и.н. Рудинская С.Е.
Итоги подвел Александровский И.С., увязав конференции прошлых лет с настоящей действительностью.
Значение Ялтинской конференции 1945 г в контексте всемирной и дипломатической истории – Осокин В.С.
Выступление студента МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексея Осташева вызвало дискуссию, на которой отметились Александровский И. С. и другие участники.
В заключение Ю.Е.Подшивалов по старой традиции вручил докладчикам памятные Грамоты Наградной Коллегии Почетных исторических знаков за подписью Первого вице-президента этой организации – Героя Социалистического труда Гуськова В.А.
Вашему вниманию предлагаются два из прочитанных на конференции выступлений и доклад. Закрепленные на Ялтинской конференции результаты переговоров крайне актуальны и сегодня.
Дарья Ужакова и Руслан Убдуллаев (МГИМО)
Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны
После нападения фашистской Германии на СССР советская дипломатия все свои силы сосредоточила на обеспечении наиболее благоприятных внешних условий для скорейшего разгрома врага. Прежде всего было необходимо создать надёжный лагерь союзников, добиться своевременного и последовательного выполнения союзниками своих обязательств, особенно в том, что касается поставок вооружения и военных материалов, открытия «второго фронта», отказа от ведения сепаратных переговоров с противником. Одним из ключевых направлений этих усилий стало согласование программы послевоенного устройства мира, включая установление послевоенных границ и обеспечение их безопасности.
Становление военно-политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции проходило трудно и противоречиво. Как Великобритания, так и США не торопились с оказанием реальной помощи Советскому Союзу. Это касалось в первую очередь наших настойчивых обращений о немедленном открытии «второго фронта» (впервые этот вопрос поставлен советской стороной перед англичанами в июле 1941 г., а высадка англо-американских войск в Нормандии состоялась в июне 1944 г.).
В мае 1942 г. был подписан советско-британский Договор о союзе в войне против гитлеровской Германии и её сообщников в Европе, о сотрудничестве и взаимной помощи после войны, а в июне 1942 г. – советско-американское Соглашение о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. Эти документы, в основу которых был положен принцип взаимной помощи в войне против фашистской Германии, сыграли важную роль в сплочении сил антигитлеровской коалиции.
Достижение реальных прорывов в отношениях между союзниками справедливо связывают с проведением встреч руководителей стран «большой тройки». Состоявшиеся за годы войны три конференции такого уровня – Тегеранская в 1943 г., Крымская (Ялтинская) и Берлинская (Потсдамская) в 1945 г. показали, что, несмотря на расхождение в оценках ряда военных и политических проблем, великие державы при наличии политической воли, взаимного понимания и доверия способны действовать согласованно в интересах международного мира и безопасности.
Масштабность принятых на этих встречах решений, особенно в том, что касается открытия «второго фронта», требовала активных действий советской дипломатии на всех направлениях. Она участвовала в разработке всех основополагающих межсоюзнических документов, в координации политических подходов союзников в деле выведения из войны стран фашистской коалиции, в налаживании отношений с освобождёнными странами Европы, в восстановлении мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Тегеранская конференция. В конце 1943 г. состоялась первая встреча трех руководителей ведущих держав антигитлеровской коалиции (И. В. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт) — Тегеранская конференция. Условия заключенных соглашений во многом диктовались крупными военными успехами СССР летом — осенью 1943 г. США и Великобритания дали обещание открыть Второй фронт в Северной Франции не позднее мая 1944 г. Обсуждались некоторые вопросы послевоенного устройства Европы. Союзники приняли решение о передаче СССР части Восточной Пруссии (ныне — Калининградская область Российской Федерации). Договорились о восстановлении независимой Польши в границах 1918 г. Важное стратегическое положение Польши непосредственно на границе СССР вызывало постоянное обсуждение вопроса о ее будущей судьбе. Австрия и Венгрия после окончания войны провозглашались независимыми и свободными государствами. Союзники признали присоединение Прибалтики к СССР, предав ее народы из-за своих собственных интересов. Решение вопроса о будущем устройстве Германии было отложено. В обмен на эти уступки СССР согласился оказать помощь США на Дальнем Востоке и объявить войну Японии не позднее, чем через 3 месяца после окончания военных действий в Европе. Выполняя постановления Тегеранской конференции и в условиях мощного, решающего наступления Красной Армии на Восточном фронте (с выходом на Балканы и страны Восточной Европы), 6 июня 1944 г. войска союзников, переправившись через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, высадились в Нормандии (операция «Овер-лорд»). Началось освобождение Франции.
Ялтинская конференция. На завершающем этапе Второй мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 1945 г.). На ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на четыре оккупационные зоны: английскую, американскую, советскую и французскую. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд. долларов было признано законным. Они должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использования людской силы. (Это решение Ялтинской конференции не было до конца выполнено. Кроме того, в СССР вывозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики).
На основе решений Ялтинской конференции Советский Союз добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Советский Союз на конференции подтвердил обещание вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединение к нему Курильских островов и Южного Сахалина. Было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН). Советский Союз получил в ней три места — для РСФСР, Украины и Белоруссии, то есть тех республик, которые вынесли на себе основную тяжесть войны, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы.
Потсдамская конференция. Потсдамская (Берлинская) конференция состоялась 17 июля —2 августа 1945 г. Ее задачей было решение глобальных проблем послевоенного урегулирования. Советскую делегацию возглавлял И.В. Сталин, американскую — Г.Трумэн (новый президент США), английскую — сначала У.Черчилль, потом его преемник на посту премьер-министра К.Эттли. Участники конференции разработали принципы, нацеленные на осуществление демилитаризации, денацификации и демократизации Германии — план искоренения германского милитаризма и нацизма. Он включал ликвидацию германской военной промышленности, запрещение германской национал-социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников. Достигнуто соглашение о репарациях с Германии (на одну треть в пользу Советского Союза). Конференция рассмотрела ряд территориально-политических вопросов. СССР передавался Кенигсберг (столица Восточной Пруссии). Территория Польши значительно расширялась на западе за счет Германии (польско-германская граница была установлена по рекам Одер — Нейсе). Заложены основы для подписания серии мирных договоров, учитывавших геополитические интересы СССР и подтверждавших его границы, сложившиеся в 1939 г. Решения Потсдама выполнены лишь частично, так как в конце 1945 г.— начале 1946 г. произошло значительное расхождение бывших союзников. С 1946 г. в международных отношениях началась эра холодной войны — появился так называемый «железный занавес», обостренное противостояние между двумя общественно-политическими системами.
Вывод:
Советская дипломатия вписала яркие, впечатляющие страницы в дипломатическую историю Второй мировой войны. Дополняя народно-хозяйственные и военные усилия, она внесла свой весомый вклад в достижение Победы, обеспечение внешнеполитических интересов нашего государства, в утверждение справедливого послевоенного урегулирования.
Доклад Горелова Н.А. «К вопросу о Ялтинской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании»
Союзники обратились к обсуждению послевоенного мира и судьбы Германии в 1941 году, когда на борту крейсера, стоявшего в бухте Аргентия у берегов Ньюфаундленда, была составлена Атлантическая хартия, обнародованная президентом США Франклином Рузвельтом от своего лица и от имени премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля 14 августа того же года. Содержание хартии сводилось к соглашению о тесном взаимодействии Соединённого Королевства и США в общей борьбе с нацизмом и последующем установлении мира на восьми принципах, продолжающих сформулированные перед Первой мировой войной президентом США Вудро Вильсоном принципы свободного самоопределения наций и создания системы общегосударственной безопасности.
На конференции в Тегеране (28 ноября — 1 декабря 1943 г.) было достигнуто соглашение между Рузвельтом, Черчиллем и Сталиным о послевоенной судьбе Германии. В это время уже стали широко известны военные преступления нацистов, и общественное мнение во всём мире начало отождествлять рядового немца с нацистом. Требования к Германии сильно ужесточились.
14 января 1943 года Черчилль и Рузвельт сформулировали требование безусловной капитуляции Германии.
Вопреки первоначальному намерению Черчилля об открытии Второго фронта на Балканах, 6 июня 1944 года была проведена высадка в Нормандии (операция «Нептун»).
12 сентября 1944 года в Лондоне был подписан протокол о создании трёх зон оккупации.
На конференции в Ялте (4 февраля — 11 февраля 1945) союзники договорились об установлении новых границ в Европе и подтвердили раздел Германии на зоны оккупации, дополнительно выделив французскую зону, за счёт английской и американской.
После самоубийства Адольфа Гитлера во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года во главе правительства Германии стал гросс-адмирал Карл Дёниц. Его правительство называлось «фленсбургским», поскольку город Фленсбург, расположенный недалеко от границы с Данией, являлся местом пребывания Дёница и его окружения. В связи с быстрым наступлением союзников фактическая юрисдикция этого правительства распространялась лишь на узкую полосу земли от австрийской границы до Берлина и датской границы, причём после 8 мая 1945 года оно реально контролировало только Фленсбург и окрестные территории. 23 мая 1945 года все члены Фленсбургского правительства были арестованы, вследствие чего оно прекратило своё существование.
7 мая 1945 года начальник штаба Верховного главнокомандования германской армии генерал-полковник Альфред Йодль от лица главы государства, адмирала Карла Дёница, подписал в штабе Верховного главнокомандующего союзных экспедиционных сил Дуайта Эйзенхауэра во французском городе Реймсе акт о безоговорочной военной капитуляции Германии. Согласно акту германские войска должны прекратить военные действия с 23:01 8 мая 1945 года по центрально-европейскому времени (с 00:01 часов 9 мая 1945 года по московскому времени). Однако по настоянию Сталина эта процедура была продублирована в ночь с 8 на 9 мая 1945 года генерал-фельдмаршалом Кейтелем, генерал-адмиралом фон Фридебургом и генерал-полковником Штумпфом, которые от имени Верховного командования вооружённых сил Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В СССР 9 мая 1945 года назван днём официального прекращения Второй мировой войны в Европе.
5 июня 1945 года в Берлине подписана Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки и временным правительством Французской Республики. От Советского Союза декларацию подписал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, от США – генерал армии Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, от Великобритании – фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, от Франции – армейский генерал Жан Мари де Латр де Тассиньи. В декларации подчеркивалось, что поскольку в Германии на момент ее подписания отсутствуют центральное правительство или силы, способные взять ответственность за управление страной, выполнение требований держав – победительниц и обеспечение порядка, верховную власть в Германии берут на себя правительства стран – союзников – СССР, США, Великобритании и временное правительство Франции. При этом обговаривалось, что это решение не является аннексией Германии. То есть, изначально речь шла о совместном управлении Германией как о временной мере, которая рано или поздно будет отменена. 6 июня 1945 года СССР, США, Великобритания и Франция официально разделили территорию Германии на четыре зоны оккупации.
Под контроль Советского Союза отдавалась восточная зона оккупации под управлением советской военной администрации. Она включала в себя земли Восточной Германии, которые к моменту подписания Акта о безоговорочной капитуляции были оккупированы советскими войсками. Это были Саксония, Тюрингия, Галле-Мерзебург, Магдебург, Анхальт, Бранденбург, Мекленбург и Передняя Померания. Для управления советской зоной оккупации была создана советская военная администрация в Германии со штаб-квартирой в берлинском районе Карлсхорст (первоначально администрация находилась в имении Хольцдорф под Веймаром).
Руководить советской военной администрацией в Германии было поручено маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову, его первым заместителем назначили генерала армии Василия Даниловича Соколовского (заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта).
Начальником штаба советской военной администрации стал генерал-полковник Владимир Васильевич Курасов (заместитель начальника Генерального штаба РККА). Заместителем по делам гражданской администрации стал комиссар государственной безопасности 2-го ранга Иван Александрович Серов (начальник СМЕРШа и войск охраны тыла 1-го Белорусского фронта), а заместителем – начальником Экономического управления – генерал-майор интендантской службы Семен Иванович Шабалин (член Военного Совета 2-го Прибалтийского фронта по тылу). Структура советской военной администрации включала 5 территориальных управлений в Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальте, Мекленбурге и Бранденбурге и отдельное Управление военного коменданта Советского сектора оккупации Берлина.
Одной из главных задач советской военной администрации стала организация собственно немецких сил, которые могли бы содействовать Красной Армии, а в будущем составить основу просоветского германского правительства. С этой целью из СССР в Германию стали прибывать видные деятели коммунистического и антифашистского движения. Еще в апреле 1945 г., до капитуляции Германии, из Москвы прибыла «группа Ульбрихта» - немецкие коммунисты во главе с Вальтером Ульбрихтом. 10 июня 1945 года главноначальствующий СВАГ маршал Жуков своим приказом разрешил в советской зоне оккупации деятельность нефашистских политических партий, после чего были воссозданы Коммунистическая партия Германии (КПГ) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которые 21 апреля 1946 г. объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Уже летом 1946 г. СЕПГ приступила к подготовке к выборам в органы местной и земельной власти.
Северо-запад Германии Великобритания традиционно считала сферой своих интересов. В британскую зону оккупации вошли Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург. Штаб-квартира британской военной администрации была размещена в городе Бад-Эйнхаузене. Были созданы органы управления - Контрольная комиссия для Германии во главе с британским военным губернатором и Зональный консультативный совет, включивший представителей гражданских администраций и политических партий, действовавших в британской оккупационной зоне.
В юго-западную или американскую зону оккупации вошли Бавария, Гессен, Северный Баден и Северный Вюртемберг. Американскую военную администрацию также возглавил военный губернатор. В составе оккупационной зоны выделены три земли - Грос-Гессен, Вюртемберг-Баден и Бавария, созданы гражданские Совет земель и Парламентский совет, при том, что реальной полнотой власти все равно обладало лишь американское военное командование.
Западная или французская зона оккупации включала Саарскую область, Южный Баден и Южный Вюртемберг, южную часть Рейнской области, два района Гессена и четыре района Гессена-Нассау, регион Линдау. В отличие от британского и американского командования, французское командование отказалось от идеи создания единого германского гражданского органа управления на подконтрольных территориях. В будущем часть оккупированных территорий, по мнению временного правительства Франции, должна была присоединиться к Франции, Саарская область – интегрироваться во французскую финансово-экономическую систему, а в Вюртемберге создано федеративное государство. Из всех держав Франция более всего была заинтересована в расчленении и ослаблении Германии, поскольку за свою историю неоднократно воевала с Германией и эти войны, как правило, заканчивались для Франции плачевно. Генерал Шарль де Голль в октябре 1945 года даже заявил, что надеется на то, что Франция больше никогда не увидит сильную Германию.
Федеральная Республика Германия (нем. Bundesrepublik Deutschland), ФРГ (BRD)[К 3] была провозглашена 23 мая 1949 года на территориях, расположенных на американской, британской и французской зонах оккупации нацистской Германии (Тризония). Предполагалось, что впоследствии в состав Федеративной Республики Германия войдут и остальные германские территории, что предусматривалось и обеспечивалось специальной статьёй 23 Конституции ФРГ.
По причине оккупации Берлина и придания ему особого статуса столица государства была временно перенесена в провинциальный город Бонн. В том же году 7 октября на советской зоне оккупации провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР) со столицей в Берлине (де-факто — лишь в находящейся под контролем ГДР восточной части города). В течение следующих сорока лет оба немецких государства существовали параллельно; при этом до начала 1970-х годов власти ФРГ категорически не признавали существования ГДР, а с 1970-х годов встали на путь её частичного признания. 3 октября 1990 года после непродуманных уступок Горбачёва и мирной революции в ГДР её территория интегрирована в состав ФРГ в соответствии со статьёй 23 Конституции ФРГ. Одновременно столица была возвращена в Берлин.
Доклад Бушуевой Татьяны Семеновны, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН
ДОСТИЖЕНИЕ В ХОДЕ КРЫМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1945 г. ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЛИДЕРОВ «БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ» ПО КЛЮЧЕВЫМ ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОГО МИРА
«БОЛЬШАЯ ТРОЙКА»
На фото справа налево: И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. 1945 г.
В ходе Крымской конференции Сталин заметил:
«…пока все мы живы. бояться нечего. Мы не допустим опасных расхождении между нами. Мы не позволим, чтобы имела место новая агрессия против какой-либо из наших стран. Но пройдет 10 лет, может быть меньше, и мы исчезнем. Придет новое поколение, которое не прошло через все то, что мы пережили, которое на многие вопросы вероятно будет смотреть иначе, чем мы. Что будет тогда? Мы как будто бы задаёмся целью обеспечить мир по крайней мере на 50 лет вперед. Самое же важное условие для сохранения длительного мира – это единство трех держав. Если такое единство сохранится, германская опасность не страшна. Поэтому надо подумать, как лучше обеспечить единый фронт между тремя державами к которым придется добавить и Китай, и Францию».
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне историческая память обращает ныне живущих к ее важнейшим урокам. Первый и абсолютно бесспорный, это решающий вклад народов СССР в разгром агрессоров, то что мы называем ПОДВИГ НАРОДА[i]. И второй урок – это главенствующая роль советского политического руководства в достижении согласия с лидерами великих держав о послевоенном устройстве мира в Европе.
После Первой мировой войны 1914–1918 гг. мир в течение 20 лет сохранялся договоренностями в формате Версальско-Вашингтонской системы. После Второй мировой войны Ялтинско-Потсдамская система удержала мир от глобальной войны в течение 50 лет. Достигнутая в 1945 г. договоренность руководителей трех держав о сохранении длительного мира имеет непреходящее значение.
В современной исторической науке интерес к поднятой проблеме очевиден. Об этом также свидетельствуют юбилейные международные конференции последних лет, проходящие в Ялте с участием не только ученых, но и государственных и общественно-политических деятелей.
Из рассекреченных документов Крымской конференции. 1945 г.
Прилет на конференцию президента Ф. Рузвельта |
В.М. Молотов и Ф. Рузвельт |
Американские корабли входят в Севастопольскую бухту |
Изучению истории Крымской конференции в значительной мере способствует снятие грифов секретности с ее документов в российских архивах. Сегодня исследователям доступны материалы конференции руководителей трех союзных держав в Российском государственном архиве социально-политической истории, (см. 558-й (сталинский) фонд, опись 11-я, дело 1693; «дипломатические дневники» В.М. Молотова); рассекреченные к 75-летию события документы Центрального архива МО РФ и Архива внешней политики РФ. Зарубежная историография темы ориентируется главным образом на англоязычные тексты материалов конференции.
Работа Крымской (Ялтинской) конференции 4– 11 (12) февраля 1945 г. проходила в строго секретной обстановке, а английский министр иностранных дел тех лет А. Иден предупреждал, что немцы уже заинтересовались работой радиостанций в этом районе, а также отсутствием первых лиц в Вашингтоне, Лондоне и Москве.
В центре внимания конференции был германский вопрос, так предложил Сталин, причем подчеркнув, что вначале надо рассмотреть военные вопросы, затем политические, которые непосредственно зависели от хода войны. Германия все еще была сильна, хотя практически утратила статус великой державы. В связи с этим Сталин спросил Рузвельта о том, будут ли союзники наступать на западном фронте.
5 февраля 1945 г. во время встречи всех трех лидеров Сталин предложил рассмотреть вопрос о расчленении Германии. Черчилль не считал необходимым информировать немцев о будущей политике по отношению к их стране. Сталин, напротив, настаивал на включение статьи о статусе Германии в условия капитуляции, но без указания, на сколько частей она будет разделена. В ходе обсуждения Черчилль предложил, чтобы при расчленении Германии Франция стала бы четвертой силой, которая будет руководить управлением Германии, участвуя в работе контрольного механизма. Сталин возражал и предложил Англии предоставить Франции зону за счет своей. Сталин обосновывал свою позицию тем, что нельзя игнорировать, что Франция открыла ворота немцам, это стоило союзникам в Европе колоссальных жертв; вот почему нельзя ставить Францию на одну доску с тремя великими союзниками.
По мнению Сталина, контрольный механизм должен быть только в руках трех держав, которые от начала и до конца стойко вели борьбу против Германии и понесли в этой борьбе большие жертвы. Франция, по мнению Сталина, не должна принимать участие в контрольном аппарате. Молотов конкретизировал, что имеется решение Европейской Консультативной комиссии об участии в контрольном механизме в Германии только трех держав.
На фото в центре: И. Сталин, У. Черчилль |
Опознавательные знаки военных самолетов США и Англии |
Советские и американские моряки. Севастополь, 1945 г. |
Следующим, тесно связанным с первым, был вопрос о репарациях. Черчилль сразу проявил живой интерес к теме. Сталин подчеркнул, что взиматься репарации будут не деньгами, а в натуре. Германия должна производить изъятия из своего национального богатства и обеспечивать ежегодные товарные поставки после окончания войны. Германия должна быть также экономически разоружена, так как иначе невозможно обеспечение безопасности в Европе. Планировалось изъять 80% оборудования тяжелой промышленности, 100% изъятию подлежали все специализированные военные предприятия. Срок репараций устанавливался в 10 лет.
Советской делегации, которую возглавлял Сталин, удалось настоять на своём в части выплаты репараций. С Германии предполагалось взыскать 20 млрд долларов, и СССР претендовал на половину этой суммы. Черчилль, согласно воспоминаниям очевидцев, был против, но все его попытки разбивались о непоколебимо твёрдую позицию Сталина, который подчёркивал, что он предпочитает принцип каждому по заслугам, а потому репарации должны получить не только русские, но также американцы и англичане.
В ходе конференции был обсужден чрезвычайно острый геополитический вопрос о Польше. Сталин говорил, что для русских вопрос о Польше является вопросом прежде всего обеспечения безопасности, так как на протяжении всей истории Польша всегда была коридором, через который проходил враг, нападавший на Россию. Сталин особо отметил необходимость того, чтобы Польша была сильная, мощная, свободная и независимая. Прозвучали даже такие его слова, что вопрос о Польше – это вопрос о жизни и смерти для советского государства.
Тяжелейшим с точки зрения геополитической, был вопрос о линии Керзона[ii]. Рузвельт предлагал, чтобы советское правительство уступило полякам Львов и некоторую часть Львовской области. Аргументы Сталина сводились к следующему: «…линия Керзона придумана не русскими, ее авторами являются Керзон, Клемансо и американцы, участвовавшие в Парижской конференции 1919 года. Русских не было на этой конференции. Линия Керзона принята на базе этнографических данных вопреки воле русских. Ленин не был согласен с этой линией. Он не хотел отдавать Польше Белосток и Белостокскую область, которые в соответствии с линией Керзона должны были отойти к Польше. Советское правительство уже отступило от позиции Ленина. Что же вы хотите, чтобы мы были менее русскими, чем Керзон и Клемансо? Этак вы доведёте нас до позора. …пусть уж лучше война продлится ещё немного дольше, но мы должны компенсировать Польшу за счет Германии на западе».
В историографии проблемы Крымской конференции, преимущественно зарубежной, отмечается также, что для целого поколения жителей Восточной Европы Ялта стала символом того, как великие державы решили судьбу маленьких стран без их участия. не советуясь с представителями стран, чья идентичность как раз и определялась. Слово «Ялта» стало синонимом советизации и исчезновения самой идеи Центральной Европы. Как бы то ни было, в отношении польских границ определено, что восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Предусматривались также существенные приращения территории Польши на Севере и Западе.
Участники Крымской конференции не обошли вниманием и судьбу Югославии, народы которой в годы Второй мировой войны внесли значительный вклад в победу. Были приняты решения в отношении состава Национального комитета освобождения Югославии во главе с Б.Тито и эмигрантского правительства в Лондоне И. Шубашича. Сталин предупреждал, что маршал Тито «сейчас задрал нос. Он популярный человек в Югославии. Он иногда брыкается, когда ему дают советы».
По вопросам Дальнего Востока 8 февраля 1945 г. Сталин ответил Рузвельту, что он не возражает против того, чтобы американцы имели свои авиабазы в Комсомольске. Базы могут быть предоставлены в Николаевске. Что касается Камчатки, то там базы можно было бы предоставить американцам лишь в последнюю очередь. И сразу Сталин поставил вопрос о необходимости договориться, на каких политических условиях в войну против Японии вступит СССР. В связи с этим, оговорено возвращение Советскому Союзу Курильских островов.
В ходе Крымской конференции была достигнута договорённость о создании международной организации по поддержанию мира и безопасности. По процедуре голосования в такой организации решили, что каждый член Совета Безопасности имеет только один голос. Американская сторона в ходе обсуждения отмечала важность специальной ответственности великих держав за сохранение всеобщего мира. Американское предложение требовало безусловного единогласия постоянных членов Совета по всем важнейшим решениям, относящимся к сохранению мира. Это был прообраз будущей Организации Объединенных Наций (ООН), В современных условиях нередко встает вопрос о значимости ООН, нужна ли она? Однако исторические уроки по сохранению мира и стабильности свидетельствуют, что ООН ещё не исчерпала своих возможностей, именно здесь державы могут решать вопросы мирным путём, об этом напоминают нам принципы Ялтинской конференции с точки зрения закрепления многостороннего мира, соблюдения суверенитета и независимости всех стран.
Заложенные в Ялте и закрепленные позднее в ходе конференции в Потсдаме решения о будущем Европы и мира создали надежную архитектуру, построенную на балансе влияния ведущих мировых держав, несмотря на то, что вскоре обнаружились трещины в фундаменте сотрудничества в связи с использованием ядерного оружия. В современных условиях каждый пункт переговоров «большой тройки» наполняется новым смыслом, он обогащен драматическим опытом последних десятилетий, однако без России вряд ли удастся найти устойчивое равновесие между старыми и новыми центрами силы: евро-атлантическим, исламским и китайским.
[i] Советско-германский фронт был самым масштабным с точки зрения привлеченных сюда сил и средств противоборствующих сторон, продолжительности и ожесточённости сопротивления. Действующая Красная Армия в 1941–1945 гг. ежегодно получала в свои ряды по 14–16 млн военнослужащих, наполняя почти три тысячи воинских объединений, соединений и частей, более 60 фронтов (разных формирований), повергнувших в небытие 506 немецких дивизий и 100 из стран-сателлитов, что несопоставимо с другими фронтами Второй мировой войны.
[ii] Линия Керзона – условное название демаркационной линии, рекомендованной Верховным Советом Антанты на Парижской мирной конференции 1919-1920 г.г. в качестве восточной границы Польши.