Евгений Додолев

Вчера (10 декабря) вышел очередной номер «толстушки», еженедельного выпуска газеты «Вечерняя Москва» формата А3. Там на развороте – моё интервью с Ириной АНТОНОВОЙ. Фрагмент в качестве анонса:

Илья Сергеевич Глазунов мне говорил: «ты, имея линейку и черный фломастер, можешь нарисовать черный квадрат». Для этого не надо быть вообще рисовальщиком. Это профанация. Вы так не считаете?

– Нет, понимаете, если говорить конкретно о «Черном квадрате», то это предъявление позиции, это понимание смерти, это единственное в своем роде такое сочинение, но мы его познаем через те каналы, 1608924513.jpg через которые познаем любое художественное произведение.

Вы уходите в поле интерпретаций. Малевич написал «Черный квадрат», и лично вы там что-то видите. Точно также The Beatles под ЛСД писали песни, а потом с интересом читали обзоры критиков, что они, «битлы» имели в виду, какое послание зашифровали… а было ли оно? Вот допустим, Андрей Кончаловский мне просто очень темпераментно объяснял, что все «современное искусство» на самом деле не является таковым, приводя в пример маринованную рыбу (четырехметровая тигровая акула была поймана в 1991 году в Австралии, обработана и превращена в произведение искусства стоимостью в несколько миллионов долларов в Англии под руководством модного британского художника Дэмиена Херста – Е.Д.).

– «Маринованная рыба» - это не  «Черный квадрат», извините.

А в чем разница? Марат Гельман меня уверял, что Кончаловский ничего не понимает в искусстве и на самом деле беспокоится о своем семейном достоянии, о картинах своих родственников. Вы считаете, что есть разница между «Черным квадратом» Малевича и этой «акулой в стразах»?

1608924534.jpg– Понимаете, я не буду настаивать на «Черном квадрате» как на каком-то выдающемся памятнике, который, кстати, надо интерпретировать, я его понимаю. Это поставленная точка в конце пути, она открывает возможность говорить о чем-то другом, но это все-таки заявление, это как текст для меня.

Ну, а может кто-то скажет, акула Херста - это заявление. и Антонова просто не понимает этого заявления.

– Я очень много видела, я работала на биеннале в Венеции. Я вижу разницу между тем, что было у нас, и что сейчас появляется, – это разное.

-------------

P.S. Красивая и благородная – Ирина Александровна Антонова ушла от нас 30 ноября 2020 года, ей было  98.  А прожила она долгую, плодотворную жизнь, вписав своё имя золотом не только в российское, но и в мировое искусство. Николай Цискаридзе недавно сказал: «Ирина Александровна распоряжалась гигантским бюджетом, а ушла, как Сталин, в одной рубашке».