Натурщиком для изваяния матроса-сигнальщика на станции метро «Площадь Революции», созданной скульптором Матвеем Манизером, стал краснофлотец Олимпий Иванович Рудаков, служивший тогда в экипаже линейного корабля «Марат» на Балтийском флоте. Нижеприведенная история о выдающемся мастерстве и выучке советских моряков крайне занимательная и заслуживает особого внимания. Их слаженные действия и скромность потрясли Великобританию и лично королеву Елизавету II. Гордимся нашими моряками и их командиром!

1663673873.jpg

Матрос-сигнальщик на станции метро «Площадь Революции».               Олимпий Рудаков

Окончив Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, он сделал блестящую карьеру, которая чуть не рухнула в ноябре 1942 года.

Будучи в то время помощником командира эсминца «Сокрушительный», вместе с командным составом покинул тонущее судно, разбитое штормом, «не в числе последних». Это было и грубейшим нарушением Устава, и попранием сложившихся традиций русского флота.

Этот факт возмутил командование флота и всего плавсостава. К нарушителям были применены жесткие меры: капитан и командир БЧ-2 были расстреляны, а другие офицеры боевого корабля получили длительные сроки заключения с последующим направлением в штрафбаты.

Участь быть расстрелянным грозила и Олимпию Рудакову, но благодаря командующему Северным флотом вице-адмиралу  Арсению Григорьевичу Головко высшую меру заменили на 10- летнее заключение, а потом и переводом в штрафной батальон.

Олимпий Иванович искупил свою вину кровью и в 1944-м был вновь отозван на флот из стрелкового полка, где он командовал огневым взводом противотанковой батареи. Закончил войну в качестве командира эсминца «Доблестный».

Интересно было узнать, что Рудаков участвовал в двух военно-морских парадах, устроенных в английском Портсмуте по случаю коронации, сначала короля Георга VI, а потом и его дочери Елизаветы II.

В первый раз это случилось в 1937-м, когда он был краснофлотцем на «Марате», во второй – уже в 1953-м, будучи в звании капитана I ранга и командиром новейшего крейсера «Свердлов».

Именно ему было поручено подарить английской королеве мантию из горностая от Советского правительства, за что он был удостоен танца с самой Елизаветой II. Этот факт послужил рождению душещипательной байки о несчастной любви советского моряка  и её сестры Маргарет.

Олимпий Иванович Рудаков дослужился до звания контр-адмирала. С ноября 1957 г. по март 1958 г. находился в распоряжении ГРУ Генштаба Министерства обороны, после чего был направлен на научно-педагогическую работу. Награжден Тремя орденами боевого Красного Знамени (1949, 1953 — дважды), двумя орденами Отечественной войны I степени и II степени (оба в 1945) и Красной Звезды (1941, 1949), а также многими медалями и именным оружием, вместе со всеми участниками визита – нагрудным знаком «За поход в Англию». Ушел из жизни в 1974 году в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.

1663673881.jpg

Рудаков стал чрезвычайно популярным в Англии благодаря своей стати (он был под два метра ростом), героической харизме, знанием английского языка, а главное выучке своих матросов. Как рассказывал нам, курсантам, начальник училища адмирал Г.Степанов (во время визита в Англию он был старпомом на крейсере "Свердлов" у Рудакова), наш корабль из-за шторма опаздывал с визитом, поэтому крейсер, не сбавляя скорости влетел в гавань Портсмута и на глазах у многочисленной публики, стремительно выполнил сложнейший маневр - постановка на два якоря - "фертоинг" на бочки. Выполнить такой маневр, в узкости Темзы да при сильном течении очень сложно.  Лучший результат, показанный моряками других стран был - полтора часа. А некоторые, например греки, вообще встать не смогли и вышли на рейд. Наш двухсотметровый крейсер выполнил маневр за 18 минут! (у некоторых авторов -  за 12 минут!). Все набережные рукоплескали нашим морякам, и об этом же долго писали все газеты. Больше такую быструю постановку на фертоинг никто в истории не повторил, разве что на спокойных реках.

На следующее утро – морской парад. Королева обходила строй кораблей на яхте HMS Surprise (K346) («Сюрпрайз»). Гостевое судно было обязано отсалютовать королевской яхте одним залпом. Но с русского крейсера раздается три залпа и громовое ура шеренги моряков. Затем все командиры кораблей п1663673889.jpgрибыли на линкор HMS Vanguard (23) («Авангард»), где Елизавета II устроила награждение юбилейными медалями. На корме линкора командиры выстроились в порядке старшинства воинских званий. Первыми стояли американский и французский адмиралы, а за ними – капитан 1-го ранга Рудаков и остальные. Нарушая этикет, королева первым делом подошла к Олимпию Ивановичу, поздравила его, вручила медаль и только затем повернулась к американскому и французскому адмиралам. Черчилль был в шоке... Двадцать офицеров «Свердлова» во главе с командиром получили приглашение на Коронационный бал в Королевские морские казармы. Королева Елизавета II и её муж Филипп, герцог Эдинбургский, приветствовали каперанга Рудакова.

В Англии - владычице морей быть по - другому и не могло. Естественно на приеме у королевы наш капитан был в центре внимания и первый танец королева подарила ему, а не старшему по званию, как было положено по этикету. А глаз на этого видного мужчину положила не королева, а её сестра, которая прислала Рудакову на крейсер фаэтон роз и пригласила в гости, но это уже иная история…

Вспомнилось, как первый космонавт мира Юрий Гагарин за обедом у Её Величества к ужасу нашего посла лимон из стакана с чаем съел, а тактичная королева тут же сделала то же самое. Искренни были в своих чувствах и проявлениях гостеприимства англичане или делали вид? Уже вовсю шла «холодная война».

Например, три года спустя в 1956 году англичане – боевые пловцы пытались скрытно проверить подводную часть крейсера  типа «Свердлов» - «Орджоникидзе», на котором прибыли с дипломатическим визитом в Англию Н.С. Хрущев и Н.А.Булганин, чтобы узнать о конструкции винта, противоминном магнитном поясе на корпусе, а также причину уникальной маневренности при швартовке, возможно, и с более  враждебными целями. Пловцы успели только выяснить, что в носовой части крейсера имелись круглые отверстия в корпусе с небольшими гребными винтами, которые выполняли роль подруливающих устройств. Однако наши были начеку, вовремя заметили диверсантов и провернули винты. От капитана MI6 Крэбба остались одна лишь рубашка и гофрированная трубка от подводного аппарата…

Информация получена с портала «Дзен», Википедии, интернет-сайтов, статьи Сергея  Бобруйского и собственной информации