Борис Титов о проблемах российской экономики
В России стало невыгодно заниматься бизнесом, поскольку в нашей стране работает экономика торговли, а не производства, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. Чтобы изменить ситуацию, необходимо повысить предпринимательскую активность, провести реиндустриализацию и сконцентрировать ресурсы государства на запуске и поддержке проектов развития.
Состояние российской экономики далеко от идеального. Как уполномоченный по защите прав предпринимателей, основываясь на работе с поступающими ко мне обращениями, могу сказать, что хотя не все так плохо, как считают алармисты, но проблем все еще много и они, увы, имеют тенденцию накапливаться. В условиях замедлившегося экономического роста это особенно опасно. Сейчас подошло время для предоставления моего ежегодного доклада президенту России. Мы восприняли это как хорошую возможность проанализировать системные проблемы российского бизнеса и не только зафиксировать их, но и поискать пути их решения.
В рамках подготовки доклада президенту институт уполномоченного провел большую работу по сбору и анализу информации о наиболее принципиальных и важных проблемах российского бизнеса. Нами было проведено более ста «круглых столов» в формате ситуационного анализа (ситан). Всего было проведено 40 отраслевых и 76 региональных ситанов. Кроме того, в работе над докладом использовались аналитические материалы центра «Бизнес против коррупции», экспертного совета при уполномоченном, результаты масштабного опроса ВЦИОМ «Оценка факторов, влияющих на развитие бизнеса». Можно сказать, что состоянию российского бизнеса был поставлен диагноз и предложен список рецептов.
Последнее время у России нерадостные макроэкономические показатели.
Рост ВВП и промпроизводства в России ниже, чем в крупнейших экономиках мира. Особенно хорошо это видно в абсолютных цифрах. Если в 2006-м Россия прибавила $0,2 трлн, Китай — $0,4 трлн, США — $0,8 трлн, то в 2013-м Россия — $0,1 трлн, Китай — $0,7 трлн, а США — 0,5 трлн.
Снижается индекс предпринимательских ожиданий. На фоне роста внешнеполитических рисков идет спад инвестиций, бизнес в условиях неопределенности предпочитает сберегать, а не тратить.
Бизнеса в стране становится меньше. Единственные сектора, где растет число рабочих мест, — добыча природных ископаемых и бюджетный сектор. В большинстве других секторов, наоборот, есть тенденция к сокращению. Хуже всего обстоят дела с малым бизнесом, количество индивидуальных предпринимателей в 2013-м по отношению к 2011-му сократилось на 14%, в сельском хозяйстве число компаний на рынке уменьшилось на 5%, а рабочих мест в них — на 6%. Это показывает, что идет процесс огосударствления экономики. Прибыль одного «Газпрома» практически равна консолидированной прибыли всего малого и среднего бизнеса России. И все это происходит на росте сырьевой зависимости России. С 1995 года доля экспорта энергоресурсов выросла в 1,8 раза, с 40 до 71%. Если в 2009-м нефтегазовые доходы составляли 40% бюджета, то в 2013-м — 50%.
Эти негативные явления — следствие того, что в России стало невыгодно заниматься бизнесом. За последнее время сильно выросли издержки, особенно в обрабатывающей промышленности, которая показала в 2013 году падение прибыли на 30%.
Доля малого бизнеса в экономике страны совершенно недостаточна. Его вклад в экономику в 3–4 раза меньше, чем в развитых странах. Мы очень мало производим товаров повседневного спроса, продукции машиностроения. Медицинской аппаратуры на душу населения мы производим в 29 раз меньше, чем в США, в 17 раз меньше, чем в Германии. Лекарств — в 66 раз меньше, чем в США, в 31 раз меньше, чем в Германии. По производству мебели в 8 раз отстаем от Японии, в 10 — от Южной Кореи, в 16 — от Финляндии, в 26 — от США. А единственный сектор, где мы имеем производительность труда, сопоставимую с производительностью труда в развитых странах, — торговля.
В России фактически — экономика торговли, а не производства.
Среди факторов, негативно влияющих на бизнес, выделяются:
высокие налоги — фискальная нагрузка в России на 7,4% выше среднемировой, мы находимся на 143-м месте в мире по тяжести налогового бремени;
высокая стоимость кредитования — уровень долговой нагрузки в России в 2–3 раза меньше, чем в развитых странах, а стоимость заимствования в среднем в 2–3 раза выше;
высокие тарифы на газ и электроэнергию — их уровень сопоставим с ведущими экономиками мира, но энергоэффективность нашего производства существенно ниже;
избыточный контрольно-надзорный аппарат — в год осуществляется 2,7 млн проверок, из которых половина внеплановые, на это тратятся колоссальные деньги — 1,8% от ВВП России;
технологическая отсталость — производительность труда в среднем в три раза меньше, чем в развитых странах, а износ основных фондов составляет 50%. В отдельных отраслях он катастрофичен. Так, в машиностроении, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, модернизационный потенциал старых производственных фондов — два года;
силовое давление на бизнес — только по ст. 159 УК РФ (мошенничество), очень часто применяемой против предпринимателей, в прошлом году возбудили 114 тыс. уголовных дел, из которых до суда дошло только 27 тыс. Вместе с тем прекращено только 4,4 тыс. дел. Уголовные дела копятся годами, и сейчас их общее количество — несколько сотен тысяч.
Неудивительно, что, по данным Всемирного банка, 51% экономики России находится в тени.
Сегодняшняя экономическая модель обеспечивает потребности населения и проведение государственной политики необходимыми ресурсами, но она затратна и неэффективна, а также очень неустойчива к негативным изменениям на рынке сырья и не может удовлетворить дальнейший рост уровня жизни населения и повышение госрасходов.
Проблем, как видно, много. Однако каждый бизнесмен знает, что проблема — это одновременно и возможность.
Малый и средний бизнес уходит в тень, а крупные компании — в офшоры. Проблема? Да! Но и гигантский потенциал экономического роста! Ведь только выход экономки из тени вдвое увеличит доходы бюджета. Только сократив проверки вдвое, мы сократили бы издержки бизнеса на 20%. А повышение энергоэффективности российских предприятий резко повышает их конкурентоспособность.
За последние годы государство достигло существенных успехов в упрощении административных процедур. Полным ходом идет работа по «дорожным картам» национальной предпринимательской инициативы АСИ. Однако без высвобождения предпринимательской активности, освобождения бизнеса от сковывающих его развитие пут — это только полдела. Все равно как построить шикарное скоростное шоссе и ездить по нему на верблюдах, а не на современных машинах. Работа над деловым климатом должна быть дополнена созданием эффективных предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, снижением издержек производства и стимулированием деловой активности.
Главную задачу можно определить как «стимулирование развития частного производственного бизнеса, который наряду с нефтегазовым сектором, как альтернативный источник роста, обеспечивал бы рост экономики».
В рамках этой парадигмы считаю нужным сосредоточиться на трех ключевых направлениях работы — повышению предпринимательской активности, проведению реиндустриализации страны, концентрации ресурсов государства на запуске и поддержке проектов развития. Перед Россией стоят колоссальные внешнеполитические вызовы, и достойно ответить на них можно, только опираясь на крепкую экономику с развитым товарным производством. Уверен, что создать ее России по силам.
(Автор — уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей, Газета.Ру)