В Ростуризме уверены, что покупать туры на Новый год вполне безопасно
Рынок внутреннего туризма в России вырос на 25 процентов
Текст: Алена Узбекова, РГ
Россияне могут спокойно планировать туристические поездки на новогодние праздники, рассказали "РГ" в Ростуризме. Зимние каникулы в этот раз продлятся 11 дней.
"Полагаю, что ситуация на туристском рынке нормализовалась. Можно путешествовать по России, можно думать о зарубежных поездках, разумеется, помня о мерах предосторожности. Рекомендации о том, что необходимо учитывать при покупке туров, есть на сайтах министерства культуры и нашего ведомства", - рассказал обозревателю "РГ" врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов. Вместе с тем он отметил, что крупнейшие туроператоры скорректировали свои зарубежные программы, в том числе на зимние каникулы, и сейчас на рынке нет ценовых войн. С одной стороны, это, безусловно, позитивный фактор, так как демпинг в борьбе за клиентов, то есть, продажа туров по искусственно заниженным ценам стал одной из причин кризиса отрасли летом этого года. С другой - это значит, что не стоит ждать "горящих" предложений и путевок по "бросовым" ценам на Новый год. Впрочем, пора зимних каникул и раньше была самой дорогой. Не секрет, что авиакомпании, отельеры и туроператоры во всем мире завышают цены на этот период, потому что есть повышенный спрос.
Поэтому стоит присмотреться к возможностям отдыха в России, напоминают в Ростуризме. Рынок внутреннего туризма в последнее время существенно вырос - примерно на 25 процентов. Туроператоры переориентируются на создание отечественных продуктов. Так что этот показатель мог бы быть и выше. Но есть две проблемы - "зашоренность" отдыхающих и пассивность региональных властей, отмечают эксперты. Многие туристы избалованы и в определенном смысле испорчены сервисом Турции и Египта. "Надо разрешить себе выйти за зону привычного комфорта. Как знать, может, в итоге вы получите больше - увидите и оцените уникальные места, которые в избытке в родной стране", - делится мнением Алла Филимонова, независимый консультант в сфере туризма. Лично мне вспоминается история, услышанная в Тыве. Обеспеченный американец, приехавший в туристический этнокомплекс "Алдын-Булак", где гостям предлагают размещение в огромных вип-юртах с двуспальными кроватями, чайными зонами, спутниковым телевидением и душевыми кабинами, пожелал жить в чуме, в котором не было ни крыши, ни стула, ни стола. Он захотел ночевать на подстилке и не изменил решение, когда ему сказали, что через дыру в крыше чума может лить дождь. Тот, видавший разные отели турист, приехал в Тыву за единением с природой - спать под звездами и слушать, как мощно и благотворно шумит за сопками, окружающими этнокомплекс, могучий Енисей.
Выбор мест отдыха в России - разнообразный и большой. Есть традиционно популярные и, кстати, вполне комфортные предложения - культурные столицы, Алтай, Карелия, Кавминводы, Золотое Кольцо. А можно исследовать туристический потенциал вашего региона. Как знать, вдруг удивят малые города в десятках километров от дома. Но и сами администрации этих небольших поселений должны бороться за путешественников. В конце прошлой недели Ростуризм совместно с экспертной группой проекта "Настоящая Россия" провел семинар в городе Одоев Тульской области. "Наша задача - помочь малым городам в развитии туризма. Для начала им надо выявить свои бренды, это поможет сформировать турпродукт, - рассказал Олег Сафонов. В той же Тульской области помимо известных брендов - самовара и пряника есть немало других интересных особенностей. Например, Одоев, который основали в 1380 году, был центром русского феодального княжества, по сути, центром формирования российского государства. Шесть столетий назад здесь находился важнейший форпост, за который боролись Московское государство, Золотая Орда и Литва. А еще здесь уже более 600 лет делают филимоновскую игрушку - традиционный русский сувенир". "Малые города должны использовать такие особенности, активнее заниматься брендированием, - рассказал руководитель экспертной группы проекта "Настоящая Россия" Юрий Щегольков. - Например, не стоит больших затрат и усилий поставить на трассе указатель - "Добро пожаловать в Одоев - русский город с богатой историей". Можно написать на этом указателе, что здесь был средневековый центр российского государства или что на местном маслозаводе по старым рецептам производят вкуснейшую сметану или что в Одоеве делают вкуснейшие моченые яблоки. Поток туристов обязательно возрастет.
Во многих регионах полагают, что сначала необходимо создать инфраструктуру - построить дороги, гостиницы, открыть рестораны и это привлечет путешественников. "Это заблуждение, - отмечает Алла Филимонова. - Делать нужно наоборот. Сначала надо научиться привлекать туристов. Например, можно начать возить школьников или студентов специализированных вузов на экскурсии - посмотреть, как делают филимоновскую игрушку. Если ребенку понравится, родители приедут в этот город еще раз. Как только город начнет зарабатывать хоть какие-то деньги, пойдет приток существенных инвестиций - начнут открывать рестораны и строить гостиницы". Кстати, организация экскурсий дело несложное, рентабельное, а главное, это финансово доступно для туристов. "И не надо бояться длительных переездов. За границей наши путешественники часто готовы выезжать на экскурсии в 5 утра и возвращаться в 10 вечера. Кроме того, там используют любую легенду, любую историю для организации таких туров и зарабатывают", - рассказывает Алла Филимонова.
Кстати, в Ростуризме готовы помочь малым историческим городам и в рамках целевой федеральной программы по развитию внутреннего и въездного туризма, рассказал Олег Сафонов. "Мы поддерживаем создание инфраструктуры, когда есть комплексный подход. Так что региональным властям нужно включать малые города в кластеры по развитию туризма", - отметил врио руководителя Ростуризма.