1 января 2015 года вступили в силу многочисленные поправки в Налоговый кодекс. Самые значимые из них касаются деятельности предпринимателей и компаний, чья жизнь из-за этого в 2015 году может измениться. Это связано не только с завершением налогового маневра, но и с эволюцией качества налогового контроля со стороны государства.

Конец налогового рая

Особое внимание заслуживает закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Он может создать существенные препятствия тому структурированию бизнеса, которым пользуются отечественные предприниматели последние 20 лет.

Не секрет, что в России распространена практика владения российскими же производственными активами с использованием зарубежных холдинговых структур. Речь об офшорной практике, когда российские заинтересованные лица создают корпоративные или некоммерческие структуры в низконалоговых юрисдикциях. Это делается нередко и для агрессивного налогового планирования с использованием так называемых схемотехник.

Но исторически использование офшоров было обусловлено необходимостью защиты активов от рейдерских захватов через обеспечение конфиденциальности владения, рассказывает эксперт в российском и международном налогообложении Сергей Калинин. «Налоговая экономия, как правило, не являлась основной задачей такой структуры», — отмечает он.

Теперь же владение российскими активами через зарубежную холдинговую структуру станет более затратным. Так, конечному бенефициару (то есть российскому собственнику) нужно будет ежегодно пересчитывать прибыль каждой подконтрольной ему зарубежной компании по российским правилам. А потом и самостоятельно уплачивать уже в России налог с такой прибыли, независимо от ее фактического распределения в пользу бенефициара. При этом закон охватывает большую часть получивших распространение зарубежных структур владения. Это не только холдинги, структура которых вполне законна и прозрачна, но и различные схемы с использованием компаний-посредников.

Начало работы закона о КИК в разы увеличивает административную нагрузку на бизнес, и вынудит предпринимателей либо отказываться от зарубежной части корпоративной структуры, либо серьезно ее переструктурировать. А это обойдется в копеечку. Нужно понимать, что правила КИК не являются российским изобретением, они много лет успешно применяются в США и странах ОЭСР, говорит Сергей Калинин. По его словам, в мировой практике правила КИК наряду с правилами трансфертного ценообразования или правилами недостаточной, «тонкой» капитализации являются частью специальных норм, направленных на борьбу с уклонением от налогообложения (special anti-abuse rules).

По аналогии с этими правилами и принят закон о КИК. Он нацелен на борьбу с уклонением от налогообложения с помощью зарубежных родственных контролируемых компаний, в которых аккумулируется основная прибыль российских бенефициаров.

«Таким образом, с одной стороны, российские налоговые органы получили в свой арсенал еще один инструмент борьбы с уклонением от налогообложения, который уже хорошо знаком их европейским и американским коллегам. С другой стороны, это еще один шаг на пути сближения российской и европейских налоговых систем», — рассуждает Сергей Калинин.

Однако он замечает, что далеко не все европейские страны взяли на вооружение инструмент, подобный закону о КИК. К примеру, правила КИК отсутствуют в законодательстве Швейцарии, Люксембурга и других стран ЕС.

Крупный бизнес проверят онлайн

Существенным элементом на пути обеспечения привлекательности инвестклимата в России является снижение административных издержек предпринимателей при общении с представителями власти, а также обеспечение обоюдного доверия бизнеса и государства друг другу.

ФНС несколько лет работала над введением института налогового мониторинга в нашей стране. Его суть заключается в том, что если тот или иной крупный налогоплательщик максимально открыт перед налоговыми органами и готов сообщать им характер и параметры своей деятельности в текущем режиме, то они не будут «кошмарить» бизнес как камеральными, так и выездными проверками. Можно вспомнить, как еще 10-15 лет назад визит налоговых инспекторов на предприятие мог полностью застопорить его деятельность.

Налоговый мониторинг, по сути, представляет собой налоговую проверку деятельности налогоплательщика в режиме реального времени, рассказывает налоговый эксперт Надежда Орлова. Такой мониторинг возможно ввести только по добровольному заявлению самой организации. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в подключении к этой системе, однако организация должна соответствовать ряду критериев: сумма уплачиваемых ею за год налогов должна быть не менее 300 миллионов рублей, а годовая сумма доходов и стоимость активов — не менее 3 миллиардов рублей.

Поэтому очевидно, что только крупнейшие налогоплательщики могут воспользоваться преимуществами нововведений. На время действия соглашения о мониторинге действия налоговых инспекторов будут предсказуемы для таких компаний. «Не будет никаких неожиданных доначислений налогов, пени, штрафов, которые могут быть следствием ошибок, изменения практики, излишнего рвения налоговых инспекторов», — надеется Надежда Орлова.

Кроме того, налогоплательщики смогут получать мотивированное мнение налогового органа по налогообложению своих хозяйственных операций. Выполнение такого мнения освобождает их не только от штрафов, но и пени. Такое мнение не будет изначально «диктатом» со стороны государства, оно может согласовываться на специальных взаимосогласительных процедурах.

Ритейлеры поплатятся

Три года назад было заявлено о начале налогового маневра на фоне нараставшего тогда дефицита бюджета. А последний год денежные и фискальные власти обсуждали предложение ввести налог с продаж, который отменили в начале 2000-х годов. Эта мера была призвана состыковать дебет с кредитом государственной казны.

Также активно обсуждался вариант поднятия ставки НДС на несколько процентных пунктов. В итоге государство прислушалось к экспертам, экономистам и бизнесу, и не стало вводить налог с продаж и повышать НДС.

Отныне, с 1 января, Налоговый кодекс дополнен новой главой 33 — «Торговый сбор». Он будет поступать в местные бюджеты. Его плательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие торговлю через объекты как стационарной, так и нестационарной сети, а также те предприниматели, кто вообще не имеет торговых залов (магазины при автозаправках сюда не относятся).

Сбор придется платить и тем торговцам, кто отпускает товар со склада.

Ставки сбора определяются нормативными правовыми актами муниципальных образований, а также законами городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Налог будет рассчитываться на объект торговли или на его площадь. Есть льгота, налогоплательщики НДФЛ, налога на прибыль или налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), будут вправе уменьшить сумму этих налогов на сумму уплаченного торгового сбора.

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе новый налог будет введен не ранее 1 июля 2015 года, а в муниципальных образованиях по всей стране — только после принятия соответствующего федерального закона, в котором будут зафиксированы параметры этого сбора.

Кстати

С этого года региональные власти могут предоставлять вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям налоговые каникулы на два года.