Тренд нашего времени – обвинять мужчин в инфантилизме и утверждать, что сильный пол перестал быть «сильным». Но все мы родом из детства – и где как, не в семье, формируется характер будущего мужчины?
Сформировать «слабака» и «мямлю» можно всего лишь тремя установочными фразами. При этом многие родители, из раза в раз повторяя эти слова, вовсе не задумываются об их глубинном смысле и о том вреде, которые они могут нанести ребенку в будущем. Что же это за фразы?
«Девочек обижать нельзя»
В этой короткой фразе уже кроется логическая ловушка: значит, девочек обижать нельзя, а всех остальных – можно? Других мальчиков (особенно тех, кто поменьше и послабее), старушек или, допустим, «ничейных» кошек и собачек? А кроме того, как быть с тем, что будущий мужчина должен научиться давать сдачи? И что ему делать с обидчицей, которая изводит, и даже поколачивает его? Все прощать, только потому, что она – девочка?
Во взрослой жизни мальчик, который твердо усвоил, что «девочек обижать нельзя», вряд ли научится добиваться поставленных целей и действовать в собственных интересах. Вместо этого он будет постоянно оглядываться по сторонам: а не задел ли он случайно интересы какой-нибудь женщины? И ведь обиженные непременно найдутся – если только этот мальчик, как известный герой русской сказки, не будет сидеть сиднем на печи всю свою сознательную жизнь.
Вместо этой шаблонной фразы стоит выражаться конкретнее, например, «Нельзя ударить девочку - конечно, если она не бьет тебя».
«Девочкам надо уступать»
При этом не уточняется, что именно «уступать» – место в общественном транспорте, или вообще все лучшее в жизни, на что ты имеешь полное право? Родители, произнося эту заезженную формулировку, даже не вникают в ее суть. Зато потом, когда их мальчик повзрослеет, сами же назовут его «тюфяком» и неудачником. Например, если он уступит заслуженное повышение по службе своей коллеге лишь на том основании, что она – женщина. А уж что повзрослевший мальчик услышит в таком случае от собственной жены – даже подумать страшно.
Вместо этой шаблонной фразы учите ребенка договариваться с людьми: так, чтобы и эгоистом не оказаться, и соблюсти свои интересы. Причем, со всеми – и с девочками, и с мальчиками. Допустим, ваш мальчик не поделил с другим ребенком модную интерактивную игрушку. Подскажите ему, что он может предложить играть по очереди, и даже уступить свое право быть первым. Но, в таком случае, он будет играть дольше.
«Ты же мальчик, ты должен/не должен»
Список того, что должен или не должен делать ребенок в зависимости от своей гендерной принадлежности, весьма обширен, и может варьироваться в каждой семье. Но есть и общие штампы: например, если ты мальчик, то обязан любить спорт и подвижные игры, ни в коем случае не должен плакать или каким-либо другим образом ярко выражать свои эмоции.
А между тем, каждый человек, пусть и совсем еще маленький – индивидуальность. Но однозначный упор на воспитание «мужской» модели поведения может ограничить эмоциональное и интеллектуальное развитие этой индивидуальности. Например, много ли вы знаете знаменитых ученых, которые в детстве отличались спортивными достижениями? И слышали ли вы про прославленных людей искусства, которые с младенчества были скупы на эмоции?
Вместо набора шаблонных установок, ищите собственную модель: поддерживайте то, что интересно самому мальчику, и может принести ему пользу в дальнейшей жизни. Ваш сын не желает ходить в спортивную секцию, предпочитает вместо этого спокойно посидеть за книжкой? Разрешите ему это. Но договоритесь, что по утрам он непременно будет делать зарядку. У мальчика «глаза на мокром месте»? Скажите ему, что мужчины иногда тоже плачут, и в этом нет ничего постыдного, но делать это лучше без свидетелей.
Автор - Светлана Голицына. Окончила Педагогический университет им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге.