Левшами были Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Александр Македонский, Исаак Ньютон, Наполеон, Чарли Чаплин, академик Павлов, Огюст Роден и многие другие известные личности. Возможно, и у вашего малыша есть незаурядные способности?
Во все времена количество людей, предпочитающих писать левой рукой, было относительно невелико – не больше 15%. Но народная молва приписывает им редкие таланты, необычные судьбы и яркие характеры. Отношение к левшам на протяжении столетий менялось постоянно, стремительно переходя из одной крайности в другую. Совсем недавно считалось, что они априори талантливее «обычных» людей, но сейчас ученые пришли к выводу, что это не так, просто они заметнее из-за своей непохожести. Так чем же они, все-таки, непохожи на других детей?
1. Дети-левши рождаются чаще у леворуких родителей (в 10-12 раз), причем совсем не обязательно, чтобы и папа, и мама писали только левой рукой. Достаточно наличия одного такого родителя.
Но иногда ребенок становится левшой из-за травмы или болезни – т.н. «компенсаторная» леворукость, когда поражается левое полушарие головного мозга. А если малыш травмировал правую руку, развивается «вынужденная» леворукость. Интересно, что бывают случаи, когда кроха осознанно или не очень подражает тем родным или друзьям, на которых он хочет быть похожим, и самой яркой деталью в их поведении малышам кажется доминантное владение левой рукой.
2. Понять, леворукий ваш малыш или нет, можно уже в 1-2 года. А окончательно это подтверждается к 5-6 годам. Вы будете неоднократно замечать, что именно левой рукой кроха ест, рисует, причесывается, режет ножницами, бросает мяч, очищает кожуру мандарина, складывает кубики. Но есть, конечно, и дополнительные приемы определения леворукости, которыми пользуются врачи и психологи.
3. У всех левшей наблюдается незрелое развитие зрительно-пространственного восприятия. Иными словами, левша может прочитать или написать слово или букву как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. И рассматривать картинку, читать и писать можно с любой стороны, например, снизу вверх. Поэтому при рисовании кроха не может распределить пространство бумаги правильно, и его рисунки как бы толпятся друг возле друга, когда вокруг много свободного места.
4. Левшам присущ феномен зеркальных движений. Это может быть зеркальное письмо, когда малыш начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом следует предпоследняя буква и т.д. Прочитать слово можно, только если приложить зеркало. Встречается также зеркальное рисование, зеркальное чтение и даже зеркальное восприятие. Интересно, что малыш не чувствует неправильности действий. Виной всему, опять же, нарушение зрительного восприятия. Часто годам к 10 такая способность сама собой проходит, если этого не произошло, надо показать ребенка неврологу.
5. Есть много специальных приспособлений для левшей: точилки для карандашей, клавиатуры, ножницы, прописи и даже музыкальные инструменты, например, гитары.
6. Из-за особенностей нервной системы дети-левши быстрее устают. Поэтому заниматься с ними нужно не больше 15-20 минут. Потом отдых, и через некоторое время, снова обучение.
7. Мальчиков-левшей традиционно больше, причем с возрастом эта цифра остается неизменной.
Несмотря на то, что жизнь левши в мире для праворуких может быть осложнена, психологи не советуют насильно переучивать ребенка.
Я категорически против переучивания левшей. Когда я работала в детском саду, то неоднократно сталкивалась с тем, что научить ребенка писать правой рукой просят сами родители. Для некоторых из них желание ребенка все делать левой рукой воспринимается как дурная привычка. А это, конечно, не так. Самое опасное в переучивании – это то, что последствия могут проявиться не сразу, а через несколько лет. То есть, обнаружив у ребенка неврозы и головные боли, вы даже не сразу поймете, почему они возникли, казалось бы, на ровном месте. Но вмешиваться в то, какой рукой ребенок владеет лучше – это все равно, что насильно пытаться изменить его мозг. Подобное может привести и к заиканиям, и к дефектам речи, да и просто добавить школьнику эмоциональных проблем. Причем, самых разных: от раздражительности до вялости и апатии.
Есть и еще один важный момент: подавляя желание ребенка пользоваться левой рукой, вы подавляете и его творческое развитие. Ведь все в нашем организме взаимосвязано. Если вы старательно будете перекладывать карандаш из левой руки ребенка в правую, то вряд ли добьетесь успеха. Информация, которая предназначена для одного полушария мозга, будет старательно вкладываться в другое. Но будет ли она так хорошо усваиваться? Не думаю...
Анастасия Колесникова педагог-психолог, дефектолог. Специально для «Дети Mail.Ru»