Какие навыки окажутся для ребенка более полезными: иностранные языки, танцы, уроки музыки, или умение приготовить себе обед? Родители по всему миру спорят на эту тему.
Желая ребенку лучшего будущего, родители чуть ли не с рождения записывают малыша на всевозможные курсы и в школы раннего развития. Однако является ли хорошее образование гарантом успеха в жизни? Резонанс вызвала статья на эту тему, опубликованная изданием Daily Mail, в которой известный шотландский шеф-повар и телеведущий Гордон Рамзи рассказывает о своем видении этой проблемы.
«Умение готовить – вот что нужно современным детям. Я смотрю на своего сына Джека, на то, как он переживает по поводу экзамена по латыни, и говорю: "Эй, ты не будешь говорить на латыни всю свою оставшуюся жизнь, так что не переживай. Лучше посмотри, как я готовлю омлет!"» – говорит Гордон.
К слову, сам мистер Рамзи не учился ни в Оксфорде, ни в каком-то другом элитном университете. Не удалась и его футбольная карьера (из-за травмы мениска). Зато теперь он управляет многомилионной кулинарной империей и ничуть не жалуется на свою судьбу.
Ранее, во время эфира шоу с Девидом Леттерманом (популярное американское ток-шоу на канале CBS), Гордон Рамзи заявил, что сыт по горло обвинениями в адрес детей, страдающих ожирением. Он считает, что в нежелании детей нормально питаться и вредных пищевых привычках, к которым они склонны, виноваты исключительно родители, которые не умеют расставлять приоритеты.
Мистер Рамзи, будучи отцом четырех детей, также является ведущим детской версии телешоу «Мастершеф» (Masterchef Junior) и утверждает, что дети обучаются кулинарии гораздо быстрее, чем взрослые: «Некоторые мои ученики даже до плиты не достают, но готовят так, что пальчики оближешь!» Также он обращает внимание на то, что кулинария помогает обрести детям уверенность в себе и своих силах.
Соглашаться и следовать примеру Гордона Рамзи, обладателя трех звезд Мишлена, или же оспаривать его мнение – вопрос, на который не может быть однозначного ответа. Каждая семья уникальна, все дети разные, и таланты у них отличаются. Кому-то больше подходит классическое образование, кому-то домашнее, а некоторым детям, может, оно не нужно вовсе. Но, наверное, будет правильным хотя бы задуматься над тем, к чему именно склонен ваш ребенок? Возможно, он станет известным шеф-поваром вместо того, чтобы пополнить ряды безработных экономистов или адвокатов.
Предлагаем вам также ознакомиться с мнением детского психолога на эту тему.
Обычно родители стараются сделать все, чтобы их чадо в чем-то обогнало других: скорости чтения, физическом развитии, умении рисовать или вышивать. Безусловно, общение и хобби для ребенка важны. Многие мои коллеги нередко советуют необщительного и застенчивого ребенка водить в те кружки, где он сможет раскрыться. Это действительно помогает. Но давайте не забывать о том, что детский организм не может сравниться со взрослым по степени выносливости. И пять видов дополнительной нагрузки, помимо школы, не каждый потянет. Тем не менее, родителей это почему-то не останавливает. Более того, мама, у ребенка которой занятий меньше, чем у других детей, чуть ли не стыдиться этого начинает.
Мой совет: воспринимайте всю нагрузку ребенка как пищу. Вряд ли вы кормите его с утра до вечера, не прерываясь ни на секунду. Есть завтрак, обед и ужин – все четко и понятно. Поступайте с кружками так же. Дайте возможность ребенку самому выбрать то, что ему ближе, но обязательно оставляйте время на игру. Иначе можно достигнуть противоположных результатов. Ко мне недавно обращалась мама, у которой 10-летняя девочка не хочет ничего: ни учиться, ни кружков, ни друзей. Спрашиваю про то, чем занимались раньше – начинают перечислять: музыка, рисование, плавание, карате, балет и вышивание. Объяснять причины подобной апатии у ребенка долго не пришлось.
Что касается быта и участия в нем ребенка, то я думаю, что нужно научиться совмещать и этот процесс, и занятия. Это, опять же, подтверждение того, что ребенку нужно заниматься дополнительными нагрузками дозированно. То есть, в этом плане мысль Гордона Рамзи действительно правильна. Единственное – я бы посоветовала учить ребенка готовить и убираться в игровой форме, пока он еще мал. Тогда эти действия не будут вызывать у него отторжения. Ну и главное правило: если маленький ребенок устал от процесса, не надо настаивать на продолжении. Если это уже подросток, то он тем более должен уметь делать самое необходимое по дому. Но пренебрегать тем, что для ребенка действительно важно (урок испанского, математика или танцы) в угоду этому я не рекомендую. Опять же, исключительно потому что это может только способствовать возникновению неприязни к обучению домашним делам.
Маргарита Холина - детский и семейный психолог. Специально для Дети «Mail.Ru»