Мировая литература понесла очередную утрату. Вслед за выдающимися фантастами Гарри Гаррисоном и Рэем Брэдбери из жизни ушел классик советской литературы, сценарист и переводчик Борис Стругацкий.

Писатель скончался на 80-м году жизни в Петербурге. Последние дни фантаст провел в больнице.

 Редакция РБК решила привести самые известные афоризмы из произведений братьев Стругацких (второй участник писательского дуэта Аркадий Стругацкий ушел из жизни в октябре 1991г.), чтобы напомнить, какое колоссальное влияние оказали на российскую литературу писатели, на книгах которых выросли несколько поколений читателей.

 

 "Трудно быть богом" (1964г.)

 "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные"

 "Ты, сынок, главное, не сомневайся. Поверь, главное. Раз власти поступают — значит, знают, что делают…"

 "Грамотный?  На кол тебя!  Стишки пишешь?  На кол!  Таблицы знаешь?  На кол, слишком много знаешь!"

 "Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду"

 "Страшно? Неуютно? Но так и должно быть. Будущее создается тобою, но не для тебя"

 "Именно то, что наиболее естественно, менее всего подобает человеку"

 "Будущее — это тщательно обезвреженное настоящее"

 

 "Сказка о тройке" (1968г.)

 "Народу не нужны нездоровые сенсации. Народу нужны здоровые сенсации"

 "Сейчас по конторам многие навострились спать с открытыми глазами…"

 "Может быть, человек разумный имеет к разуму не большее отношение, чем очковая змея к

 широко распространенному оптическому устройству?"

 

"Пикник на обочине" (1972г.)

"Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать…"

 "Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю — там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: "Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"

 

"Жук в муравейнике" (1979-1980гг.)

 "Ты добрый человек, но винтовки у тебя нет, а отец говорил, что все добрые люди - с винтовками…"

 "Самые разные катаклизмы – будь то глобальная пандемия, или всемирная война, или даже геологическая катастрофа – выплескивают на поверхность одну и ту же накипь: ненависть, звериный эгоизм, жестокость, которая кажется оправданной, но не имеет на самом деле никаких оправданий…"

 

Читать полностью

P.S. Из других произведений братьев Стругацких вспоминаются:

 Искрящаяся юмором и оптимизмом «Cказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965).

 Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным.

Подобная проблема: готово ли человечество к встрече с неизвестным, в частности, к встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в детективной повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970).

Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы — в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R.

Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории.

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени (опубликована в журнале «Нева» № 9 за 1990г.) Пьеса по сей день входит в репертуар многих театров России, а также Украины, а  в настоящее время поставлена Л. Дуровым в Театре на Малой Бронной.