«Невское время», беседовал Сергей Тачаев. Фото автора

 Край Николая Рубцова и Деда Мороза перестал падать в финансовую пропасть благодаря разумной экономии во всём и лоббистским талантам губернатора Вологодской области.

 Исполнился год, как новым главой Вологодчины стал мэр Череповца Олег Кувшинников, которому досталось тяжёлое финансовое наследство. Региональный долг составлял почти 26 миллиардов рублей. Но эта проблема, похоже, только раззадорила 47-летнего руководителя, который предстал в разговоре с корреспондентом «НВ» человеком, знающим, как привести родной край к процветанию. 

1

– Олег Александрович, сколько удалось отдать в 2012 году и что помешало отдать больше?

– Главным итогом уходящего года стала реализация антикризисной программы правительства Вологодской области, которая позволила сбалансировать региональный бюджет. В результате сокращения расходной части бюджета, уменьшения количества целевых программ, снижения затрат на текущее содержание объектов инфраструктуры, а также капитальное строительство и ремонт мы сумели сэкономить за 12 месяцев 4 миллиарда рублей. Правительству области удалось также повысить собираемость налогов, в первую очередь налога на доходы физических лиц (НДФЛ), за счёт искоренения серых схем начисления зарплаты, в основном в торговле. Эти мероприятия позволили дополнительно привлечь в доходную часть 1 миллиард 100 миллионов рублей и сократить дефицит бюджета на 4 миллиарда руб-лей. В начале 2012 года этот дефицит составлял 7 миллиардов рублей, а в декабре – только 3 миллиарда 100 миллионов рублей, на которые мы получили реструктуризацию из Минфина.

– Это было списание федеральным центром 3 миллиардов регионального долга или что-то иное?

– Нет, мы получили возможность реструктуризировать дефицит путём замены банковского кредита на бюджетный. Проценты по банковскому кредиту составляли 10,5 процента годовых, а по государственному – только 4, причём удалось перенести выплаты по нему на 2016 и даже 2017 годы. Мы не только сбалансировали бюджет, но 1 миллиард 400 миллионов рублей, полученных по льготной ставке в Минфине, область направила на погашение коммерческих кредитов, что снизит нагрузку на обслуживание долга в течение трёх лет  на 200 миллионов рублей. Правда, сумма основного долга области – 28 миллиардов рублей – не снизилась, но главной задачей 2012 года было не усугубить долги, с чем новая команда справилась.

 Мы договорились с министром финансов России Антоном Силуановым и его заместителями, что сразу после новогодних праздников представим программу погашения государственного долга Вологодской области. Начиная с 2013 года руководство области начнёт планово снижать долговую нагрузку и приступит к замещению банковских кредитов бюджетными. Надеюсь, что к 2016 году уровень долга не будет превышать 30 процентов доходной части бюджета Вологодчины,  сейчас он составляет 91,7 процента. А к 2020 году, надеюсь, мы погасим весь долг.

– В последние месяцы вы в Москве бываете едва ли не чаще, чем на Вологодчине. С чем это связано?

– Первую половину 2012 года я посвятил знакомству со всеми территориями области, объехал все 26 районов, не считая Вологды и Череповца, которые являются отдельными административными единицами, встретился с шестью тысячами человек. Вторую половину года, и особенно четвёртый квартал, я в основном работал в министерствах и ведомствах. В Москве в последние три месяца бываю не реже двух раз в неделю. Кроме Минфина я провёл переговоры с главой МЧС, после чего регион получил федеральную поддержку на реализацию комплексной системы безопасности. После встреч с главой Минздрава Вероникой Скворцовой Вологодская область получила дополнительно 326 миллионов рублей на реализацию программы модернизации здравоохранения, а всего на финансирование отраслевых программ мы получили дополнительно 670 миллионов рублей. Результативными для региона оказались мои встречи и с руководителями Росимущества, других министерств и ведомств.

– Сколько денег удалось собрать для региона в результате переговоров с министрами в уходящем году?

– Не менее 8 миллиардов рублей, один только Минфин дал 3,5 миллиарда.

– Как часто вы встречались с первыми лицами государства и что это дало Вологодчине?

– С Владимиром Владимировичем Путиным и Дмитрием Анатольевичем Медведевым я общался в 2012 году четыре раза – на всех Госсоветах, которые происходят раз в квартал.  На январь запланирована личная встреча с президентом, которая стоит в графике администрации. Надеюсь, что в её ходе удастся обсудить важнейшие проблемы региона и найти пути их решения. С Дмитрием Анатольевичем Медведевым я встречался дважды по важным для Вологодчины поводам. В результате этих бесед удалось добиться финансирования из федерального бюджета транспортного обхода Вологды и строительства международного аэропорта в Череповце. Алгоритм моих действий был такой: после встреч с председателем правительства, после его поддержки, следовали мои заходы в Минфин и другие инстанции, где обсуждались детали конкретных проектов.

– Но вот строительство второго моста через Шексну в Череповце, стоимость которого оценивается в 7–8 миллиардов рублей, пролоббировать в Москве вам не удалось…

– Министр транспорта Максим Соколов – прагматик, и он спросил меня: «Готова ли проектно-сметная документация на переправу?» – «Готова». – «А положительное решение Главгосэкспертизы?» – «Еще нет». – «Когда будет полный пакет документов, тогда и приходите». В федеральную целевую программу на 2013–2015 годы мост в Череповце, увы, не попадёт, она уже сверстана. Мы сможем включить его в программу не раньше 2016 года.

– Олег Александрович, каковы главные удачи и неудачи вашего первого губернаторского года?

– Главная удача – это сбалансированный бюджет, а неудача, вернее, разочарование – не удалось спасти промышленную площадку компании «Вологодский текстиль» в городе Красавино Великоустюгского района, которая работала свыше 100 лет. В Красавино дислоцировалось крупнейшее предприятие по производству льняных тканей, на котором еще 20 лет назад, например, работали свыше 2000 человек. Чтобы спасти «Вологодский текстиль», всё производство пришлось сфокусировать на площадке в областном центре. Второе разочарование – из-за плохой работы менеджмента на грани банкротства оказались Череповецкая и Шекснинская птицефабрики. Мы занимаемся их национализацией в казну Вологодской области, приобретая предприятия со всеми долгами. Мы введём внешнее управление, но не потратим ни копейки бюджетных средств. Россельхозбанк и областное правительство структурируют долги и поставят во главе управляющей компании толковых управленцев.

– Но положительных эмоций, наверное, всё-таки больше?

– Безусловно. После инспекции всех районов и встреч с жителями удалось активизировать работу органов местного самоуправления во всех территориях. На местах разработаны и утверждены планы социально-экономического развития и назначены инвестиционные уполномоченные. Благодаря этим мероприятиям рейтинги доверия муниципальных властей выросли с 38 процентов в начале 2012 года до 52 в конце. Мы активизировали работу по наполнению доходной базы районов за счёт собственных источников, благодаря этому 14 районов из 26 выведены на бездотационный уровень. 

Полгода назад в области был создан институт развития региона – «Корпорация развития Вологодской области», на сегодняшний день на территории районов созданы банки инвестиционных проектов. В стадии реализации 22 проекта с общим объёмом инвестиций 6 миллиардов 800 миллионов рублей. В 2013 году мы начинаем газификацию шести административных районов, и природный газ войдет в дома и квартиры уже не 16 районов области, а 22. Планы на этот год у нас обширны. Например, стартует проект по комплексной модернизации систем теплоснабжения Вологодской области: в 20 районах будут построены и модернизированы 192 котельные. В этом году мы планируем на 100 процентов покрыть территорию области вышками сотовой связи  и интернетом, запустить цифровое телевидение, летом открываем международный аэропорт в Череповце. В области происходит реальная диверсификация экономики, очень хорошо работает пищевая промышленность, деревообрабатывающая отрасль. Заметно снизилась монозависимость региона от наших флагманов – компаний «Северсталь» и «ФосАгро».

– Но из-за ухудшения мировой конъюнктуры ваши флагманы стали значительно меньше платить налогов…

– «Северсталь» и «ФосАгро» по объёмам производства уже превысили докризисный уровень, но по прибыли и рентабельности, к сожалению, они вряд ли его когда-нибудь достигнут, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Ведь пять  лет назад тонна металлопроката стоила на мировых рынках тысячу долларов, а сегодня – 500–600. В 2008 году металлургический и химический комплексы  формировали до 70 процентов доходной части бюджета Вологодской области, а сейчас – только 25. Из 15 миллиардов рублей ежегодного налога на прибыль, которые собирались до кризиса, в региональный бюджет в 2012 году поступило только 7 миллиардов 600 миллионов рублей. Но мы не унываем  и развиваем другие отрасли экономики.

– Известными не только в России региональными брендами давно стали вологодские лён, масло и кружево. Не планируете ли расширить ассортимент?

– Уже через месяц запускаем проект «Настоящий вологодский продукт» из линейки экологически чистых продуктов и товаров, произведённых в Вологодской области. В наших планах продвигать новый бренд и выйти на крупнейшие сбытовые рынки Москвы и Петербурга по всем ценовым сегментам. Уже через пару лет область сформирует госзаказ для значительного увеличения доли «Настоящего вологодского продукта» в пищевой промышленности, а также ассортименте магазинов и торговых сетей.

– Многих ваших подчинённых удивляет ваша моторность и работоспособность. Как проходит ваш типичный день?

– В 7.30 я сажусь в машину и полчаса по пути на службу отвечаю на электронную почту. Мой рабочий день длится с 8 до 21 часа, затем ещё полчаса в машине провожу за компьютером. Иногда получается поплавать в бассейне. Отбой происходит в 0.30, подъем – в 6.30. Семья продолжает жить в Череповце, так как младший сын – школьник, учится в 4-м классе. Семью в последние месяцы вижу не чаще одного раза в две недели, но жена привыкла к трудоголизму мужа ещё в мою бытность менеджером «Северстали». Я живу в деревянном доме в 15 километрах от Вологды, и мне просто некогда заниматься обустройством, а тем более строительством дома. Какой смысл привозить семью, раз я здесь только сплю?

– Вы коренной череповчанин. Почувствовали ли вы себя за прошедший год вологжанином?

– На 100 процентов. Чувствую себя здесь абсолютно комфортно. Вологда, в отличие от Череповца, не является промышленным центром, здесь кипит не бизнес, а культурная жизнь. Меня, как холерика, мощное спокойствие областного центра дисциплинирует, помогает в принятии взвешенных решений. 

– Что пожелаете жителям Вологодчины  в начавшемся году?

– Я хочу поблагодарить людей за терпение и поддержку, так как прошедший год был периодом реализации жёсткой антикризисной программы. Благодарю и коллег, которые работали в моей команде, – жёсткий ритм выдержать было непросто. Я хочу, чтобы 2013 год стал годом становления экономики, а в 2014-м область уверенно встала на путь развития. Обещаю, что с 2014 года в регионе начнётся бурный рост строительства объектов инфраструктуры, рост зарплат в бюджетной сфере. Процесс падения мы уже прошли – начинается подъём.

Прямая речь

Вячеслав Позгалёв, депутат Государственной думы, бывший губернатор Вологодской области:

– На мой взгляд, результаты работы команды нового руководства Вологодской губернии основываются на трёх китах. Во-первых, это продуманная кадровая политика президента, ведь Олег Кувшинников дважды входил в президентскую сотню. Во-вторых, поддержка со стороны экономической и политической элиты региона. В-третьих, преемственность курса в областной социально-экономической сфере.  

Георгий Шевцов, председатель Законодательного собрания области:

– Олег Кувшинников – управленец нового времени, он умеет объединять людей для достижения общих целей. Потому и новая команда правительства, сформированная главой региона, – более молодая, энергичная, мобильная. И в этом есть свои плюсы. Они умеют быстро реагировать на разные вопросы и быстро принимать решения. Губернатору удалось в буквальном смысле встряхнуть районы, были обозначены задачи, которые необходимо решать в сельских поселениях. Люди поняли, что власть должна и будет решать их вопросы. Ведь главам районов по итогам года придётся отчитываться о своей работе не только перед губернатором, но и перед людьми.

Олег Александрович ещё в самом начале своей работы сумел определить ряд задач, которые необходимо решить в первую очередь. А не стал, как это бывает, размазывать тонким слоем по большому куску бутерброда. В итоге всем досталось бы по чуть-чуть, но и недовольных было бы гораздо больше! И в этом я с ним солидарен: лучше решить всего несколько проблем, но первоочередных и до конца. 

Кувшинников умеет не только решать проблемы, но и принципиально менять подходы к ним. Так, годами в области вкладывались значительные бюджетные средства в убыточные, нерентабельные предприятия и, более того, целые отрасли. И Кувшинников впервые заявил о том, что необходимо завершать эту практику. Что поддерживать необходимо тех, у кого есть потенциал и кто готов к развитию. Да, предложение для многих неприятное, но – в сегодняшних реалиях – самое разумное.

Что касается взаимоотношений между правительством и Законодательным собранием – то это отношения, безусловно, рабочие, конструктивные. Да, у нас бывают споры с губернатором, но мы всегда выходим на согласованную позицию. В любом случае я всегда выступаю за принцип «единоначалия». Губернатор – человек, который полностью несёт ответственность за всё, что происходит в регионе. И у него это получается.

Андрей Ворошнин, директор Вологодского центра региональной проблематики:

– Назначение Олега Кувшинникова губернатором Вологодской области было воспринято большинством населения положительно. Тем более что за последние годы он явно прибавил в ораторском мастерстве – на многочисленных встречах с населением обычно говорит людям то, что они и хотели бы услышать от высшего в области должностного лица. Безусловно, есть у этого человека и определённые харизматические качества. Многих он изначально подкупает своей высочайшей работоспособностью, динамичным стилем руководства, видимым желанием действительно решать наболевшие для региона проблемы. Другое дело, что публичные инициативы нового губернатора – о сокращении числа чиновников на 30 процентов, экономии бюджетных средств, формировании нового состава регионального правительства на основе рейтинговых оценок населения – на поверку зачастую оказывались половинчатыми или вовсе приводили к обратному эффекту. Поэтому следующий год для Олега Кувшинникова во многом станет определяющим. Если свои благие инициативы он подкрепит и соответствующими реальными делами – его кредит доверия со стороны вологжан (что в условиях нынешней выборности губернаторов является очень важным фактором) будет прочным и непререкаемым. Иначе же проявляющиеся в районах первые ростки недовольства его работой могут со временем стать для нынешних вологодских властей весьма и весьма серьёзной проблемой. 

Олег Латышев, предприниматель:

– У меня и большинства моих череповецких знакомых остались весьма положительные впечатления о деятельности Кувшинникова на посту мэра Череповца. При нём город явно преобразился – было многое сделано в плане благоустройства, дорожного строительства, развития транспортной инфраструктуры. За одну только реконструкцию Заягорбского моста, которую удалось-таки довести до конца, многие местные автолюбители готовы ему поклониться в пояс. Да и в качестве антикризисного менеджера этот человек зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. В том, что Череповец, почти вся крупная промышленность которого исторически ориентирована на экспорт, сумел очень быстро и фактически без серьёзных потерь восстановиться после первых и самых страшных месяцев мирового финансово-экономического потрясения, – во многом заслуга именно Кувшинникова.

Нравится мне и то, как он начал свою работу в качестве губернатора. Так же динамично, мобильно, с крепкой хозяйственной хваткой. Справедливости ради стоит сказать, что не все из моих друзей разделяют такую точку зрения. Есть и те, кто обвиняет Кувшинникова в излишнем популизме и непоследовательности при принятии некоторых важных решений. Хотя и они признают, что как губернатор – Кувшинников очень сильная фигура.

Юрий Кузин, мэр Череповца:

– Меня часто спрашивают: легче или тяжелее работать, когда твоим предшественником на посту мэра был нынешний губернатор, а его заместители по работе в мэрии теперь занимают ключевые посты в областном правительстве?  Отвечаю – это однозначно делает работу легче. Мне не нужно долго объяснять Олегу Александровичу суть какой-то проблемы или вопроса – губернатор всё это и так знает. И, если есть хотя бы малейшая возможность помочь, обязательно помогает. Так было при реконструкции объектов федерального значения на территории усадьбы Гальских, при решении вопроса о выделении дополнительных средств на дорожное строительство и многих других. 

Очень хорошие, конструктивные отношения сложились у нас и с правительством области. Да и депутаты Законодательного собрания, среди которых многие так или иначе имеют отношение к Череповцу, не обделяют город своим вниманием.