Двоеточие или тире, слитно или раздельно? Вспоминаем школьные правила русского языка
Тотальный диктант — это добровольный бесплатный диктант для всех желающих. В этом году тотальный диктант проходил 6 апреля в 170 городах России и мира
6 апреля россияне писали тотальный диктант. Его автор, писательница Дина Рубина, в интервью «МН» призналась, что филологи нашпиговали ее текст «бомбами» для проверки грамотности. Ксения Туркова, которая была одним из «диктаторов», попыталась провести «разминирование» и составила список самых трудных моментов, на которых можно было споткнуться.
1. Слово «экзистенциальный». Как только я закончила читать текст и еще не приступила к самой диктовке, раздался вопрос из зала: «А что такое вот это «экзистенциальный»? Я вообще не знаю, ни что это, ни как пишется».
Прилагательное «экзистенциальный» — это философский термин, означающий «связанный с бытием, существованием человека», например экзистенциальный вопрос. Проверить написание слова можно с помощью знакомых вам иностранных языков, например с помощью английского глагола to exist — «существовать».
2. Слова «Интернет» и «вселенная». Я слышала, как девушки за первой партой шептались: «Вселенная» пишется с большой буквы или с маленькой?» «Вселенная» как термин (в значении «вся система мироздания, весь мир») пишется с прописной (большой) буквы. Именно в этом значении это слово и использовано в тексте диктанта. Но есть случаи, когда слово «вселенная» пишется со строчной (маленькой) буквы, когда имеется в виду вся земля, все страны или все население земного шара. Что же касается существительного «Интернет», то его написание участникам объяснили до диктанта: оно пишется с большой буквы, а с маленькой пишутся сложные слова с этим компонентом, например «интернет-коммуникация». Кстати, путаница со строчной/прописной могла возникнуть и еще в одном фрагменте диктанта: «Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла…» В данном случае слова «добро» и «зло» можно писать как с большой, так и с маленькой буквы — ошибки не будет.
3. Знаки препинания в прямой речи. Главная пунктуационная сложность диктанта — оформление прямой речи, которую разрывают слова автора. В жизни мы этим пользуемся не так часто, поэтому многим пришлось вспоминать правила, которые объясняли еще в школе.
Итак, если на месте разрыва прямой речи словами автора не должно быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, как в следующем предложении из текста диктанта:
Напишите лучше о том, — добавил профессор, — как трудно в наш век стать взрослым.
Если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то перед словами автора ставится запятая и тире, а после них — точка и тире. Вторая часть прямой речи при этом пишется с большой (прописной) буквы:
— Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества, — возразил мой друг, известный физик, давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет). — С моей точки зрения, это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться…
Наконец, если на месте разрыва прямой речи словами автора должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то он сохраняется перед словами автора и после него ставится тире. При этом слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы, после них ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:
— То есть все-таки о Всемирной паутине? — упрямо уточнила я. — Как раз там я прочитала на днях: «Лучшее, что дала мне жизнь, — это детство без Интернета».
4. Употребление двоеточия. В тексте диктанта было два предложения, где используется этот знак препинания, в последнее время потерявший популярность под напором агрессивного тире. Кстати, многие и вправду в тех местах, где предполагалось двоеточие, ставили тире. Вот эти предложения с двоеточием:
Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде: разве интернет-коммуникация для них не великое благо?
Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам — бумага стерпит все, как и Интернет.
В каждом из этих предложений вторая часть раскрывает содержание первой, поэтому и нужно двоеточие.
Кстати, во втором приведенном предложении возможен вариативный знак: перед словом «пособия» можно поставить тире, а можно обойтись без него — ошибки не будет.
5. Слитно или раздельно? Такой вопрос мог возникнуть у пишущих диктант по крайней мере дважды. Например, в предложении: «Разве это не великое благо?» Частица «не» с прилагательным «великий» в данном случае пишется раздельно. Это объясняется следующим правилом: «Раздельно пишется «не» с именами прилагательными, если отрицание логически подчеркивается (обычно в вопросительных предложениях)».
Еще одна трудность из разряда «слитно или раздельно» могла возникнуть вот в этом предложении: «Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия». «Так же» в данном случае не союз, а наречие с частицей. Запомнить легко: «а также» пишется слитно, «так же как» — раздельно.