Программность, сбалансированность, оптимизация расходов, самостоятельность муниципальных образований, открытость – основные принципы, по которым будет верстаться «Бюджет -2014».
В первую очередь, Олег Кувшинников отметил, что формирование бюджета будет проходить в условиях снижения основных бюджетообразующих показателей.
Вслед за небольшим экономическим ростом 2010-2011 годов со второй половины 2012 года сформировалась тенденция его торможения по мере исчерпания восстановительных факторов.
В текущем году ситуация в экономике продолжает ухудшаться. По итогам 1 квартала сальдированный финансовый результат по РФ по сравнению с прошлым годом сократился на 30%.
В Вологодской области, по словам Олега Кувшинникова, картина еще более удручающая – убыток превысил прибыль. Исполнение областного бюджета по наполнению доходной части в этом году происходит напряженно.
За январь-май объем налога на прибыль составил 2,6 млрд. рублей. Это ровно в 2 раза ниже аналогичного периода 2012 года. В итоге область рискует недополучить почти 3 млрд. рублей налога на прибыль.
Важно отметить, что ситуация с сокращением платежей по налогу на прибыль носит общероссийский характер. В половине субъектов РФ зафиксировано снижение сборов данного доходного источника. Это вызвано ухудшением финансового положения организаций вследствие развития кризисных процессов в мировой экономике и России.
В течение последних двух месяцев ведущие мировые аналитики (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский Центральный банк, Еврокомиссия) и Минэкономразвития пересмотрели прогнозы развития мировой экономики и экономики России в сторону уменьшения, делаются заявления о возможной рецессии осенью текущего года.
«И в данных условиях главное требование к бюджетной политике ближайшей трехлетки – это поддержание экономического роста в области, безусловное выполнение всех наших социальных обязательств, реализация стратегических задач, поставленных в указах Президента России. В этом заключается основная цель нашей совместной работы, и добиваться этого мы будем за счёт кардинального повышения эффективности бюджетной политики», - сказал Олег Кувшинников.
По мнению Губернатора, для этого региону предстоит достичь ряда целей. Во-первых, обеспечить устойчивое и сбалансированное исполнение консолидированного бюджета области, гарантировать безусловное выполнение принятых обязательств.
Опыт показывает, что эффективность управления бюджетными ресурсами достигается лишь при условии формирования сбалансированного бюджета. Хроническое недопоступление с 2009 года налоговых и неналоговых доходов в бюджет области привело к необходимости привлекать заемные источники, в результате к началу 2013 года объем долговой нагрузки достиг критического уровня.
Кроме того, проблема несбалансированного бюджета в настоящее время усугубляется отсутствием стабильности в бюджетной и налоговой политике на долгосрочную перспективу. Перенос рисков бюджетной системы с федерального на региональный уровень, практика передачи полномочий с одного уровня власти на другой осложняет достижение сбалансированности бюджетов.
На фоне этого остро стоит задача изыскания источников для реализации указов Президента Российской Федерации.
Только по Вологодской области на ближайшую трехлетку дополнительная потребность в средствах для выполнения «майских» указов составляет 27 млрд. рублей, а предполагаемый рост доходов за данный период составит всего 14 млрд. рублей. И это без учета рисков.
В результате все сильнее увеличивается дисбаланс между расходными полномочиями и закрепленными доходными источниками.
«В этих условиях мы должны не просто усилить работу по привлечению доходов в областной бюджет. Мы должны быть уверены, что использованы все резервы, как федеральные, так и наши - внутренние. Поэтому с июля этого года приступает к работе Комиссия по повышению результативности бюджетных расходов.
Органы власти области будут отчитываться о результатах работы в истекшем году и защищать свои бюджеты на 2014-2016 годы. А ключевым направлением при защите будет являться пополнение доходной базы консолидированного бюджета области за счет максимальной отдачи от курируемых сфер. Каждый руководитель органа власти должен будет отчитаться, что он планирует делать для обеспечения планового развития своей отрасли, для увеличения валового регионального продукта и доходной части консолидированного бюджета области», - отметил глава региона.
Во-вторых. Начиная с 2014 года необходимо обеспечить переход к «программному» бюджету. Владимир Путин в своем Бюджетном послании на 2014-2016 годы подчеркнул, что «государственные программы должны стать инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу».
В рамках государственных программ области, по мнению Губернатора, должны быть сконцентрированы приоритеты, определены источники и механизм достижения целей, заявленных в государственных программах области.
Формирование «программного» бюджета позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на действительно важных для Вологодской области направлениях социально-экономического развития.
«Для этого считаю необходимым в ближайшее время разработать долгосрочную бюджетную стратегию в увязке со Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года. В Стратегии должны быть определены риски и наши действия при любом варианте развития событий, включая и неблагоприятный. А также она должна задать чёткие ориентиры по финансовому обеспечению государственных программ области», - сказал Олег Кувшинников.
В-третьих, оптимизировать расходы бюджета и выявить резервы для реализации задач, обозначенных в указах Президента России.
« Считаю, что каждый рубль, вложенный в социальную сферу, должен приобретать большую отдачу. В связи с этим поручаю первым заместителям Губернатора области провести анализ и дать конкретные предложения по изысканию таких дополнительных резервов».
В-четвертых, обеспечение финансовой самостоятельности муниципальных образований области. Олег Кувшинников сообщил, что в этом году начата работа по укрупнению муниципальных образований области. Определены 5 «пилотных» районов (Кичменгско-Городецкий, Никольский, Череповецкий, Сокольский и Грязовецкий), где будут опробованы механизмы объединения поселений. Это позволит укрепить финансовую самостоятельность муниципальных образований, повысить управляемость хозяйственными процессами и финансовыми потоками, а также эффективность использования ресурсов укрупненной территории.
«Наконец, нам необходимо обеспечить большую прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан. Это одно из ключевых условий повышения эффективности бюджетной политики. Уже с текущего года мы должны публиковать «открытый бюджет. В доступной и понятной людям форме надо показать, на какие цели и в каком объёме направляются бюджетные ресурсы, какие результаты планируется достичь и какие на самом деле достигнуты, чтобы граждане могли самостоятельно сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств», - сказал глава региона.