Можно ли представить себе что-то более серое, унылое и мрачное, чем завод по сжиганию мусора? У любого из нас почти наверняка не хватит воображения, чтобы это сделать. Дымящие трубы, унылые фасады, неаппетитные потеки на стенах – вот та картинка, которая встает перед глазами любого человека. Если он, конечно, не знаменитый архитектор Фриденсрайх Хундертвассер.
Австрийский художник, дизайнер и архитектор, создавший за свою жизнь 37 абсолютно уникальных зданий по всему миру, сумел построить в Вене мусоросжигательный завод, похожий на что угодно (дворец из волшебной сказки, гигантскую детскую площадку, телебашню футуристического дизайна), но только не на промышленное здание с утилитарными функциями.
Хундертвассер родился в бедной еврейской семье в Вене, в 1928 году, в шесть лет начал рисовать. Почти сразу после окончания Второй Мировой поступил в Венскую академию художеств. Архитектурная слава пришла к нему в начале 1980-х годов, когда по заказу городских властей Вены он построил в родном городе необыкновенный жилой дом, до сих пор носящий его имя. Чуть позже, в 1988 году, он получил заказ на преобразование венского завода по сжиганию отходов.
Здание завода Шпиттелау существовало с 1971 года, но в 1987 году пострадало от пожара и нуждалось в реконструкции. Не совсем понятно, почему тогдашнему венскому бургомистру Гельмуту Цильку пришла в голову мысль поручить реконструкцию именно Хундертвассеру - приверженцу «органического» зодчества и борцу за экологию. Архитектор, заявлявший «я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», был категорически против идеи сжигания мусора вместо его утилизации. Он, разумеется, отказывался принимать участие в проекте. Но бургомистр оказался настойчив. Во-первых, он пообещал, что производство будет экологически чистым. Во-вторых, заверил, что польза, приносимая заводом, не ограничится только переработкой мусора. Благодаря использованию новейших технологий, тепло от сжигания отходов можно пустить на обогрев десятков тысяч венских квартир и близлежащего госпиталя.
В итоге архитектор согласился. Но настоял на установке дополнительных фильтров, удаляющих из продуктов переработки тяжелые металлы, диоксид серы и кислоты. В результате стоимость строительства увеличилась едва ли не вдвое, но зато трубы завода украшают зеркальные золотые шары, которые выполняют не только декоративную, но и очистительную функцию. Остальные инженерные вопросы Хундертвассер предоставил решать специалистам, а сам сконцентрировался на дизайне здания.
Идеальной постройкой в представлении архитектора всегда была та, в которой отсутствуют прямые линии и ровные поверхности. «Прямые линии безбожны, - уверял он, - так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку». И хотя в архитектуре завода невозможно обойтись без создания простых вертикальных стен, они так ярко раскрашены в излюбленной манере Хундертвассера, на них столько пестрых пятен и неровных линий, что визуально каждая стена кажется причудливо изогнутой и деформированной.
В проектах Хундертвасера никогда не было двух одинаковых окон. И создавая ассиметричные фасады завода, художник остался верен себе: в Шпиттелау окна, так же, как во всех других его зданиях, имеют собственные пропорции, цвет и размер – абсолютно похожих нет.
Башни с золотыми луковками, изогнутые колонны с разноцветной плиткой, отсутствие прямых углов, яркость орнамента, и, наконец, высокая труба, с золотыми шарами (в одном из них разместилось прекрасное видовое кафе) - все это характерно для почерка великого архитектора, сумевшего заключить утилитарную функцию завода в фантастическую форму. Несмотря на невероятный дизайн, завод безупречно выполняет свою практическую функцию.
Возобновивший работу после реконструкции в 1992, завод Шпиттелау утилизирует до 265 тысяч тонн отходов ежегодно, при этом самостоятельно вырабатывая электроэнергию для производственных нужд. Тепло от сжигания мусора подается в 60 тысяч венских квартир.
Хундертвассер умер в 2000 году в Тихом океане на борту пассажирского лайнера «Queen Elisabeth II» и был похоронен в Новой Зеландии под тюльпановым деревом в «Саду счастливых умерших». А уникальный экологически безопасный завод продолжает оставаться интереснейшей туристической достопримечательностью Вены, одновременно позволяя ей сохранять статус одной из самых чистых европейских столиц (Елена Антонова. Недвижимость Mail.Ru).