Через неделю после того как президент Владимир Путин в послании к Федеральному собранию вновь поднял вопрос деофшоризации экономики, крупные промышленные компании и бизнесмены хором поддержали идею и представили планы по выходу из офшоров. Почти одновременно об этом заявили «Русал», «РусГидро», КамАЗ, «Металлоинвест», глава и совладелец «Норникеля» Владимир Потанин. Источники «Ъ» утверждают, что столь согласованно они выступили по инициативе администрации президента, а юристы предупреждают, что в ряде случаев реализовать заявленные планы будет сложно.
Вчера несколько крупных российских компаний неожиданно вернулись к теме деофшоризации, поднятой неделю назад в послании президента Владимира Путина Федеральному собранию. Президент выдвинул три основные инициативы: налогообложение доходов компаний с российскими собственниками, но зарегистрированных в офшорах, по российскому законодательству; запрет на меры господдержки, предоставление кредитов ВЭБа и госгарантий для компаний в иностранной юрисдикции и недопуск их к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием.
Тогда бизнес предпочел не обсуждать вслух требования президента. Зато вчера во второй половине дня комментарии посыпались, как снежный ком. Источники «Ъ» говорят, что выразить свою позицию промышленников попросили из администрации президента, и одновременно стали поступать массовые звонки от информагентств и телеканалов. Впрочем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверил «Ъ», что ему неизвестно о подобных обращениях из Кремля.
Заявления о выходе из офшоров прозвучали от целого ряда крупных компаний. Так, глава КамАЗа Сергей Когогин заявил, что «акционеры приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию».
В целом около 23% акций завода контролируют кипрские Avtoinvest Ltd и Decodelement Services Ltd, это пакеты, ранее подконтрольные «Тройке Диалог», а теперь — Sberbank CIB. В КамАЗе уверяют, что этот вопрос обсуждался еще на июньском собрании акционеров, хотя и не был включен в повестку, а вчера гендиректор КамАЗа «просто ответил на конкретный вопрос».
Зампред правления «РусГидро» Джордж Рижинашвили заявил телеканалу «Россия 1», что вскоре изменится схема владения проектом БЭМО (реализуется паритетно с «Русалом» через кипрские Balp Limited и Boges Limited). Она еще в 2011 году вызвала резкую критику Владимира Путина. Теперь топ-менеджер заявил, что в 2014 году должна произойти замена кипрских компаний на российские. Пресс-секретарь «Русала» Ольга Санарова, со своей стороны, подчеркнула, что в «соответствии с поручением президента группа разработала план поэтапного переноса финансовых и хозяйственных операций на территорию России», отказавшись раскрыть детали. «Поддерживаю деофшоризацию центров прибыли, потому что это — правильная и нужная для экономики идея»,— заявил «Интерфаксу» глава и совладелец «Норникеля» Владимир Потанин. Нефтяники, газовики, транспортники и компании потребительского сектора и крупнейшие банки сохраняли молчание — близкие к ним источники поясняли, что к ним никто не обращался.
Гендиректор «Металлоинвеста» Андрей Варичев заявил телеканалу «Россия 24», что у холдинга нет активов в офшорах. Холдинговая компания «Металлоинвест» зарегистрирована и работает в российской юрисдикции, производственные предприятия являются налоговыми резидентами Оренбургской, Курской и Белгородской областей, пояснил топ-менеджер «Ъ». «Деятельность дочерних компаний, находящихся в силу производственной необходимости в иностранной юрисдикции, регулируется местным и российским законодательством согласно межправительственным соглашениям с этими странами,— добавил он.— У нас есть завод в Арабских Эмиратах и трейдинговая компания в Швейцарии. Финансовые результаты этих компаний отражены в консолидированной отчетности группы. После уплаты налогов в соответствующих юрисдикциях вся прибыль переводится в РФ». Однако, подчеркнул топ-менеджер, «Металлоинвест» «поддерживает инициативы президента и считает, что деофшоризация экономики неизменно приведет к повышению эффективности управления и росту конкурентоспособности российского бизнеса».
Между тем юристы предупреждают, что массовая деофшоризация будет чревата серьезными проблемами. Управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай указывает, что затраты на перевод группы компаний в российскую юрисдикцию «могут быть колоссальные». На сам процесс регистрации новых компаний и ликвидации старых расходы символические, но основные издержки будут связаны с непосредственным переводом активов, поскольку нельзя просто передать одну компанию другой, нужно оформлять конкретную сделку, следовательно, будут меняться держатели акций, в ряде случаев придется выплачивать дополнительные налоги. В случае с холдингами придется разрушать всю существующую структуру и создавать новую в России. Придется как-то объяснять ситуацию инвесторам, у которых «кратно повышаются риски», добавляет юрист, и «тут не помогут ссылки на политическую волю руководства страны». Отдельная проблема возникнет с кредиторами, которые могут потребовать пересмотра условий займов или даже их досрочного погашения.