Минфин радуется успехам бюджетной политики, хотя острых проблем хватает. МЭР окрыляет небольшим, но стабильным ростом российской экономики в следующие три года, обещает населению рекордно низкий рост тарифов и пугает страховщиков чисткой. А ЦБ вводит в обиход новое определение ситуации в России: у нас не кризис, а стагфляция.
Дефицит федерального бюджета по итогам 2013 года сложился меньше, чем ожидали в Минфине, и составил 0,5% ВВП, заявил в среду министр финансов РФ Антон Силуанов на Гайдаровском форуме. Кроме того, по итогам прошедшего года Резервный фонд будет пополнен на 200 млрд рублей, хотя ранее ожидалось, что по итогам года фонд пополняться не будет, добавил министр финансов.
Ложку дегтя внес первый вице-премьер Игорь Шувалов, который посетовал на то, что по итогам 2013 года ненефтегазовый дефицит бюджета России не удалось сократить до 9,7%, как планировали, он оказался больше – 10,2%. Впрочем, улучшение все-таки имеется: в 2012 году ненефтегазовый дефицит составлял 12,5% ВВП.
Масштаб проблемы становится понятным, если вспомнить, что в докризисном 2008 году этот показатель составлял всего 6,5% ВВП, а в тучные 2000–2005 годы дефицита вообще не было – был небольшой профицит в 0,7% ВВП. Ранее Силуанов называл безопасным для российской экономики ненефтегазовый дефицит бюджета на уровне около 5% ВВП.
Не радует также региональный бюджет, дефицит которого увеличился в прошлом году более чем в два раза. Правда, его удалось прикрыть за счет накопленных ресурсов. Дефицит бюджета регионов в 2013 году составил 700 млрд рублей, сказал Силуанов. Однако в 2014 году решение вопроса с дефицитом бюджета регионов будет стоять особенно остро, так как у регионов уже не будет возможности накопить ресурсы для его покрытия, предупредил глава Минфина.
Между тем Силуанов развеял опасения, что сокращение программы количественного смягчения США, которая должна привести к оттоку капитала из развивающихся стран, отрицательно скажется на России. Он считает, что «глобальной распродажи активов, как это было в 2013 году на фоне одного лишь заявления о возможном сокращении этой программы, в 2014 году не произойдет». Кроме того, все страны уже готовы к такому повороту.
«Мы считаем, что изменений в денежно-кредитной политике, в бюджетной политике в России в результате сокращения программы количественного смягчения в США не произойдет, никаких проблем мы иметь не будем», – заключил Силуанов.
У нас стагфляция
Глава МЭР Алексей Улюкаев в своем докладе на форуме коснулся того, что ждет российскую экономику, население и бизнес.
МЭР по-прежнему считает, что Россия сможет сохранить темпы роста ВВП на уровне 2,5% в течение трех лет – в 2014–2016 годах. Впрочем, Улюкаев добавляет, что рост в 2,5% – это «в лучшем случае». В сравнении с мировой экономикой это уже мало. «Мы впервые вошли в отрицательную противофазу с ростом мировой экономики. Мир будет демонстрировать темпы роста более 3,5%, а мы – в лучшем случае 2,5%», – заявил Улюкаев. По словам министра, «это вызов, который должна решить экономика».
Между тем многие экономисты считают, что перед Россией стоит куда более серьезный вызов, так как ждут в этом году при лучшем раскладе нулевой рост ВВП и не исключают падения экономики на 1–2%. «Шансы на дальнейшее замедление ее роста (экономики РФ) пока выглядят выше, чем шансы на достижение 2,5–3% роста, который видится реальным российскому правительству. Динамика сводного опережающего индекса Центра развития указывает на продолжение стагнации в ближайшие месяцы», – отмечает директор Института «Центр развития» Высшей школы экономики Наталья Акиндинова в последнем докладе.
Впрочем, прогнозы МЭР на 2013 год также были слишком оптимистичными. Рост ВВП в прошлом году ожидается на уровне 1,4% (последний прогноз ведомства). Тогда как в начале 2013 года МЭР прогнозировало рост на 3,6%, а в марте – на 3%. Годовая инфляция также превысила первоначальные ожидания ведомства в 6%: Росстат говорит о 6,5%.
Ложку дегтя добавила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, которая заявила, что в России по итогам 2013 года сложилась тенденция к стагфляции. Это ситуация, когда резкое замедление экономического роста сопровождается всплеском инфляции. Как правило, спад производства и кризис сопровождается не ростом, а снижением цен (дефляцией), но относительно недавно в экономиках стали происходить и стагфляционные процессы. Впервые они проявились во время мировых экономических кризисов 1974–1976 годов и 1981–1982 годов.
«Этот один из вызовов прошлого года, который нужно оценить и исходя из него строить стратегию экономической политики», – считает Юдаева. Впрочем, она смягчила заявление тем, что эта проблема касается не только России, а многих развивающихся стран, в частности Индии, Бразилии и т. д.
Насколько вырастут тарифы
Между тем глава МЭР радует россиян – в июле их ждет очень скромное повышение тарифов естественных монополий. В прошлом году правительство решило заморозить тарифы только для промышленных потребителей, а для населения – увеличить, но ненамного, используя формулу: уровень инфляции минус 30%.
Улюкаев ожидает, что индексация тарифов естественных монополий для населения в 2014 году составит 4,5%, если исходить из последних оценок инфляции от Росстата в 6,5%. Фактически после уточнений инфляция может составить в итоге 6,52% или 6,48%, сказал Улюкаев. В любом случае, 4,5% – это рекордно низкий уровень по сравнению с последними годами. Для сравнения: в июле этого года тарифы на свет, тепло и газ выросли на 12–15%. Напомним, что с недавних пор эти тарифы в России изменяются не с 1 января, а с 1 июля.
Правда, глава Минэкономразвития не смог прокомментировать, будет ли производиться пересчет индексации тарифов РЖД и ряда других тарифов, ранее уже проведенных ФСТ.
Чистка ждет не только банки и фонды
Улюкаев также преподнес сюрприз для бизнеса. Вслед за чисткой в банковском секторе и негосударственных пенсионных фондах (НПФ) он предлагает заняться чисткой третьего элемента. «Это работа по страховым компаниям, которые также должны так или иначе будут пройти через эти процедуры санирования, оздоровления, селекции, отбора чистых и не чистых, тех, кто может работать с деньгами граждан», – заявил министр. По его словам, «это будет формировать доверие в экономике».
Напомним, что в прошлом году ЦБ начал массово отзывать лицензии у «нечистоплотных» банков, которые, по оценке председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, за 2012 год вывели из страны около 60 млрд долларов. В частности, в ноябре была отозвана лицензия у «Мастер-банка», что стало крупнейшим страховым случаем в истории системы страхования вкладов в России.
В этом году ЦБ продолжил политику чистки банковского сектора. Пока она касается относительно небольших и действительно проблемных банков, а не тех, что входят в число топ-50, беспокоиться не о чем. Разве что стоит переместить свои сбережения в более крупный и надежный по финансовым показателям банк, и население уже начало это делать.
Такая политика ЦБ вкупе с перетоком вкладов населения приведет к переделу банковского рынка: небольшие игроки уйдут либо сами, либо с помощью ЦБ, или будут поглощены более сильными игроками. А в целом сокращение разросшегося количества банков в России (более 200) – это неплохой итог, по крайней мере, регулятору будет куда проще потом следить за меньшим числом игроков, держа руку на пульсе.
Что касается НПФ (всего 130 штук), то у десятка фондов в прошлые два года уже были отозваны лицензии. А в этом году все НПФ должны пройти проверку, преобразоваться в открытые акционерные общества и войти в систему гарантированных пенсионных накоплений. В противном случае они уйдут с рынка. Санация этого сектора будет длиться до января 2017 года. До своего акционирования НПФ не будут получать обязательные пенсионные накопления граждан. В итоге рынок НПФ также сократится: одни сами сдадут лицензии, другие будут куплены более крупными фондами.
Чистка страховых компаний (начитывается 470 штук), скорее всего, будет проходить по банковской схеме – у ненадежных и неплатежеспособных компаний отберут лицензии. Первый шаг в этом направлении уже сделан – отозвана лицензия у крупной страховой компании «Россия». Результат будет тот же – уход с рынка, плюс возможен приход крупных иностранных компаний, которые захотят войти на российский рынок с помощью покупки местных игроков.