Одна из основных проблем, в стратегическом планировании бизнеса - отсутствие наглядности. Все сложные расчеты существовали разрознено и поэтому не всегда четко связывались между собой. Новый метод прогнозирования в бизнесе – создание технологической дорожной карты, призван решить эту задачу. Рассказывать о том, что такое дорожная карта, дело непростое. Слишком уж объемная эта тема. Если говорить вкратце, то речь идет о наглядном пошаговом сценарии для развития предприятия, продукта или большой бизнес структуры. Отличительная особенность технологических дорожных карт – это универсальность и интерактивность. Словосочетание «дорожная карта» появилось при переводе английского слова roadmapping, которое означает процесс картографирования действий в какой-либо сфере.
Дорожная карта, по своей сути, графический план развития бизнеса или продаж определенного продукта с учетом всех известных факторов. При этом в отличие, например, от бизнес-плана карта предполагает несколько сценариев развития, а так же учитывает все возможные риски. Основа дорожной карты – это узлы или определенные точки, на которых необходимо принимать важные для бизнеса решения, в зависимости от текущей конкурентной ситуации на рынке. При этом в карте учитываются последствия каждого из возможных решений. Узлы соответствуют как определенному этапу развития, так и предполагаемому времени, за которое предприятие должно выйти на этот этап. При этом в технологическую дорожную карту можно вносить изменения, например при появлении новой технологии, или более конкурентоспособного продукта.
В результате, опираясь на дорожную карту, руководство предприятия, получает возможность быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, четко понимая, к чему приведут те или иные действия.
На высоком уровне
Теперь немного об универсальности дорожного картирования. Преимущество метода в том, что он может применяться практически везде. Начиная от продвижения отдельного продукта или линейки продуктов и заканчивая технологическими дорожными картами целого государства. Кроме этого дорожное картирование может охватывать как работу всего предприятия в целом, так и отдельное направления его деятельности. Например, в России об этом методе заговорили после того, как была представлена дорожная карта РФ, в которой акцент был сделан на снижение доли ресурсной экономики в стране и увеличение доли промышленных предприятий. При этом дорожные карты охватывают достаточный период времени. Период прогнозирование бизнеса в них может достигать 10 лет, а в отдельных случаях и дольше.
Как пример пользы технологических карт можно привести строительную отрасль. Возможность длительного детального прогноза необходима хотя бы потому, что между началом проектирования какого-либо объекта и временем его сдачи может пройти очень значительный период времени. Дорожная карта в строительстве может снизить очень опасные риски, там, где другие методы их даже не выявят.
Дань моде или наука
Однако при всех достоинствах этого метода в России дорожное картирование широкого распространения пока не получило. Чаще его воспринимают просто как некое модное веяние, и относятся с недостаточной серьезностью. Однако по своей сути процесс создания технологических дорожных карт очень трудоемкий и высокоинтеллектуальный процесс. В создание дорожной карты обычно бывают задействованы специалисты самых разных направлений: экономисты, социологи, маркетологи, ученые, программисты и т.д. Размер рабочей группы и, как следствие, цена дорожной карты напрямую зависят от поставленной задачи. Например, для создания карты для определенного продукта требуется меньше усилий.
А создание дорожной карты государства - это работа для целого института, а иногда и не одного. В настоящие время существует множество предложений создать дорожные карты онлайн. Есть организации специализирующееся на отраслевых картах, есть и те, кто готов выполнить любую работу. В любом случае, технологическая дорожная карта - это серьезная помощь в развитии бизнеса, способная помочь решению сложных задач в ближайшее время и в отдаленной перспективе.