Памяти великого русского философа Н.Я. Данилевского и 140-летию его фундаментального труда «Россия и Европа». 

Есть некая высшая предопределенность в исторической судьбе России. Все её взлеты и падения неразрывно связаны с положением русского народа – становым хребтом российской государственности. Когда русские люди не чувствовали силы, мудрости и заботы правителей об их жизни, ничто не могло спасти страну от очередной смуты, возникали межнациональные распри. Да и среди славянских народов, населявших Россию, начинались междоусобные конфликты.

После очередной смены власти в стране наступал период переосмысления исторической судьбы России, общественно-политического устройства, поиск ее места в мировой системе цивилизаций. Извечный спор славянофилов и западников не окончен. Более того,  сегодня мы слышим с новой силой сентенции на эту тему: «место России только в европейской цивилизации», или «Россия – это Азия, а не Европа»?

Глубокий анализ диспозиции России по отношению к Европе дал выдающийся русский мыслитель XIX века Н.Я. Данилевский. Его фундаментальный труд «Россия и Европа», который был опубликован в 1871г., показывает, что Россия исторически не укладывается в понятие просто «большого государства» – это самостоятельная цивилизация, образованная русским народом. Последующее развитие этой цивилизации лежит на пути интеграции всех славянских народов в единый политический союз.  

Следует отметить, что значительную часть книги Данилевского составляют известные рассуждения об упадке Европы (много актуально сегодня) и об отличительных особенностях России (православие, община и т. п.). В этом проявляется его горячая любовь к русской традиции и жизненному укладу. Более оригинальны для того времени, когда появилась книга, политические взгляды Данилевского, которые он резюмирует в следующих словах:

…В продолжение этой книги мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны… Европа не случайно, а существенно нам враждебна; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собою, может она быть для нас безопасной… Именно равновесие политических сил Европы вредно и даже гибельно для России, а нарушение его с чьей бы то ни было стороны выгодно и благодетельно….. Нам необходимо, следовательно, отрешиться от мысли о какой бы то ни было солидарности с европейскими интересами.

Учитывая историческое время, в которое создавалась монография «Россия и Европа» нельзя во многих нюансах согласиться с автором. Некоторые положения (например, «славянская федерация со столицей в Константинополе»)  звучат сегодня наивно и утопично. Однако опыт создания и развития СССР и СЭВ показывает, что предсказания Н.Я. Данилевского были обоснованы.

«Россия и Европа» приобрела у нас известность и стала распространяться лишь после смерти автора. Критически разбирали теорию Данилевского Щебальский, академик Безобразов, профессор Кареев, Вл. Соловьев, Милюков. Безусловным апологетом её выступал неоднократно Н. Страхов, положительно её оценили К. Н. Бестужев-Рюмин и В.Розанов. Достоевский назвал «Россию и Европу» «настольной книгой каждого русского». Сильное влияние оказал Данилевский на взгляды К. Леонтьева, признававшего его одним из своих учителей. Наследником историософских взглядов Данилевского считал себя Н.Трубецкой. Высоко ценил «Россию и Европу» Л.Гумилёв.

Основательной критике работу Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» подверг русский мыслитель и философ В. С. Соловьёв (статья «Россия и Европа», позже вошедшая в сборник «Национальный вопрос в России»), указывавший на поверхностность и необъективность автора и его противоречие самому себе.

Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от А.Дж. Тойнби (его двенадцатитомный труд «Постижение истории» или «Исследование истории»)  и О.Шпенглера (автор знаменитого "Заката Европы"), Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.

На данный момент Данилевский заслуженно признан классиком русской геополитики, оказавшим сильное влияние, к примеру, на евразийскую геополитическую школу, наряду с О.Шпенглером он признан, как уже говорилось выше, основателем цивилизационного подхода к истории. Также ему принадлежат бесспорные заслуги в области естествознания и народного хозяйства.

Wikipedia®, В.Лесков, А.Васьков

P.S. Написанная с позиций панславизма эта научная и одновременно публицистическая работа будет тем не менее хорошей пищей для ума и тем, кто придерживается иных политических и национально-культурных взглядов (таковой она стала, например, для немецкого представителя "философии жизни" Освальда Шпенглера. Англичанин Арнольд Дж.Тойнби в 30-х годах прошлого века предсказывал, что в XXI веке определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай. Создатели объединенной Европы (ныне лауреата Нобелевской премии за мир ?!) при организации Евросоюза, видимо, тоже заглянули в замечательную книгу Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Интересно, изучал её  З. Бжезинский и другие критики России?

Биографическая справка

Уроженец Орловской губернии, сын заслуженного генерала, великий русский философ Николай Яковлевич Данилевский воспитывался в Царскосельском лицее (1836—1843), а затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете. Занимаясь специально ботаникой, он также изучал социалистическую систему Фурье.

Получив степень кандидата и выдержав магистерский экзамен, он был в 1849 году арестован по делу Петрашевского. Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, он представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невиновность, и был освобожден от суда, но выслан из Петербурга и определен в канцелярию сначала вологодского, а потом самарского губернатора.

В 1853 году он командирован в учёную экспедицию под начальством академика Бэра для исследования рыболовства по Волге и Каспийскому морю. В 1854 году начинает работу над монументальным трудом «О климате Вологды», в котором нередко опирается на труд А. Ф. Фортунатова «Метеорологические наблюдения и разные физические замечания, сделанные в Вологде». В 1857 году, причисленный к департаменту сельского хозяйства, он был отправлен для таких же исследований на Белое море и Северный Ледовитый океан. После этой экспедиции, продолжавшейся три года, он совершил много менее значительных поездок в различные края России. Данилевским было выработано законодательство по части рыболовства во всех водах европейской части России.

Основной труд Данилевского, «Россия и Европа», созданный им в  Мшатке, в Крыму, печатался сначала в журнале «Заря». Первое отдельное издание (ошибочно показанное вторым) вышло в 1871 г, второе (ошибоч. 3-е) в 1888 и третье (ошиб. 4-е) в 1889 г. Книгу  по сей день называют  « книгой всех  русских надолго», «всеславянской библией», а ее автора «апостолом славянства». Именно  в этой книге,  написанной в Крыму 140 лет назад, прозвучал его призыв  к славянским народам  сохранить свою особую культуру, что  и сегодня звучит   не просто актуально, но и спасительно.

Другой обширный труд Данилевского, «Дарвинизм», появился в 1885. В двух толстых книгах (к которым после смерти автора присоединен ещё дополнительный выпуск) Данилевский подвергает теорию Дарвина подробному разбору с предоставленною целью доказать её полную неосновательность и нелепость…

  1

P.S.-2. Ознакомить посетителей сайта с именами и трудами  Н.Я.Данилевского, его продолжателей и критиков навеяли мысли после посещения выставки картин известного художника Вадима Конева, открывшейся недавно в  представительстве Вологодской области (см.новости за 20 октября т.г.)