(К 110-летию со дня рождения военно-морского летчика Е.Н.Преображенского)

Съёмочная группа телеканала «Звезда» приступила к созданию документального фильма, посвящённого подвигу нашего земляка Героя Советского Союза Евгения Николаевича Преображенского. Представители телеканала побывали в селе Волокославинском и городе Кириллове. Показ нового фильма запланирован на июнь будущего года и приурочен к юбилею Героя.

Надо заметить, что интерес к подвигу Е.Н. Преображенского огромный и с каждым годом увеличивается. Это вполне объяснимо и закономерно. Чтобы осознать величие подвига балтийских лётчиков, необходимо понимать историческую обстановку того времени. После вероломного нападения фашистской германии к августу 1941 года наша страна потеряла огромные территории. Пусть не так, как это происходило во Франции, но немцы упрямо продолжали двигаться на восток. С 22 июля начались бомбардировки Москвы.

У граждан нашей страны невольно возникал вопрос: почему же такое произошло? А где же наша Красная армия, ведь совсем недавно мы без сомнения верили, что она всех сильней. В том драматичном и героическом периоде истории нашего государства много непонятного: к примеру, когда первые немецкие бомбы упали на нашу столицу, лидер советского государства И.В. Сталин был взбешён и приказал ответить немцам за их дерзость, за боль и страдания москвичей.

В составе Красной армии уже в то время существовала авиация дальнего действия, подразделения которой были оснащены самыми современными на тот период самолётами Пе-8 и Ер-2. В дальней авиации служили опытные, хорошо подготовленные лётчики. К примеру, Михаил Водопьянов и Владимир Коккинаки. В 30-е годы в народе ходила поговорка: «Коккинаки долетит до Нагасаки». Так почему же в небе над Берлином первыми оказались торпедоносцы балтийских лётчиков?

Самолёты морской авиации ДБ-3Б (Ил-4), в простонародье «букашки», не очень приспособлены для подобных операций. Уже в 1941 году они считались морально устаревшими. У них не было радионавигации и отсутствовал автопилот. Управление самолётом требовало от лётчиков высочайшего мастерства и постоянного физического напряжения. Как объясняют сами пилоты, ДБ-3 постоянно «висел» на штурвале, управлять им мог не только грамотный, но и физически сильный человек.

То, что выполнение особо ответственного задания было поручено морским лётчикам, мне кажется, во многом зависело от личности командира 1-го минно-торпедного полка Е.Н. Преображенского. В 1927 году наш земляк неожиданно для многих бросает учёбу в Череповецком педагогическом техникуме и вслед за своей мечтой идёт учиться на лётчика. В Ленинградской военно-теоретической школе ВВС РККА курсант Преображенский прослыл воздушным хулиганом и отличился тем, что больше всех, в общей сложности около 70 суток, просидел на гауптвахте. Сохранилось описание одного из его подвигов – выполнял фигуры высшего пилотажа над Исаакиевским собором. После завершения обучения в Ленинграде нашего земляка направляют в школу морских лётчиков имени И.В. Сталина в город Севастополь. В 1930 году он получает квалификацию военного лётчика и назначение на должность младшего лётчика в 62-ю отдельную авиационную эскадрилью Балтийского флота.

Стоит обратить внимание на блистательную военную карьеру вчерашнего «воздушного хулигана». Всего девять лет понадобилось Преображенскому, чтобы пройти путь от младшего лётчика до командира авиационного полка. В декабре 1939 года Евгения Николаевича назначают командиром 57-го бомбардировочного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота. В ту пору ему было ровно 30 лет. Безусловно, этому способствовали большие организаторские способности, огромный личный опыт и высочайший профессионализм нашего земляка.

Всем, кто желает добиться успеха по службе, один наш современник даёт дельный совет: старайтесь делать больше, чем предписывают ваши служебные обязанности. Не стоит гадать, знал ли об этом Преображенский, но когда разговор о возможности налёта на Берлин завёл генерал С.Ф. Жаворонков, командующий авиацией Балтийского флота, то Евгений Николаевич с ходу выложил перед ним подробные расчёты с выверенным, просчитанным маршрутом и уже подобранными экипажами. Оказывается, командир 1-го минно-торпедного авиационного полка, которым с 1941 года стал наш земляк, вместе со штурманом П.И. Хохловым тайком разработали план бомбового удара по Берлину. Впоследствии этот план будет утверждён на самом верху лично товарищем Сталиным. В девять часов вечера 8 августа 1941 года десять тяжелогружёных бомбардировщиков взяли курс на Берлин. Люди летели в полную неизвестность: пилотные карты были устаревшими, сведения о противовоздушной обороне противника отсутствовали, первые два с половиной часа предстояло лететь в светлое время суток над морем, вдоль побережья оккупированной фашистами территории. Полёт проходил на высоте семь тысяч метров, кабина пилотов не отапливалась, температура за бортом опускалась ниже 20 градусов.

Увидели Берлин примерно за 100 километров, вопреки ранее существующей версии, город был хорошо подготовлен к воздушной атаке, противовоздушная оборона работала, словно слаженный механизм. За десять минут до подхода к цели огромный город погрузился во мрак, завыли сирены воздушной тревоги, в небо устремились лучи сотен мощных прожекторов.

При бомбометании, когда самолёт ложится на боевой курс, он может стать лёгкой добычей вражеских зениток. По воспоминаниям балтийских лётчиков, в небе над Берлином тогда одновременно разрывались до 30 снарядов, глаза пилотов слепили мощные прожекторы, вести самолёты приходилось исключительно по приборам. Наши уходили на север в сторону Балтийского моря, все самолёты благополучно возвратились на свой аэродром. Этому способствовали высокая выучка, опыт и слётанность экипажей, точный расчёт и хороший авантюризм проведения операции.

Летом 1941 года бомбить Берлин не отваживались даже англичане, именно тогда рейхсминистр Геринг клятвенно обещал, что больше ни одна бомба не упадёт на столицу Германии. И всё-таки балтийские лётчики сделали это. Только русский человек способен вопреки всему на тихоходном, морально устаревшем и до предела изношенном самолёте отправиться за тысячу километров в глубокий тыл противника и нанести бомбовый удар.

Подвиг Е.Н. Преображенского и лётчиков его полка имел огромное значение в пробуждении чувства патриотизма, поднятии воинского духа советского народа, уверенности в победе над врагом. Бойцы Красной армии тогда говорили: «Раз наши лётчики до Берлина по небу долетели, значит, по земле-то мы точно дойдём». Принято считать, что военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года стоит целой войсковой операции. Думаю, что нанесение бомбового удара по вражеской столице в наиболее трагичный для нас период Великой Отечественной войны стоил не меньше. И в этом величие подвига лётчиков-балтийцев и нашего земляка Евгения Николаевича Преображенского.

Алексей КУЗЬМИН, газета Кирилловского района «Новая жизнь»